Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Откуда есть пошел" 3Д12? (Или рассказ о "сердце" севастопольских катеров и паромов).

Рассказывая о "русских БДБ", мы малость зацепили их трехсотсильные двигатели, по имени 3Д12. На самом деле, стояли они (эти двигатели) не только на 106-м проекте.

Старые севастопольские паромы: "Металлист", "Паром-1" и "Паром-2", спроектированные КБ "Вымпел" (проект 727) построенные на Севастопольском морском заводе, прослужили много лет. В 1952-1956 г.г. построено 3 судна: "Паром-1" и "Паром-2" для Севастополя и "Металлист" для Евпатории. С 1970 года и до конца карьеры "Металлист" также работал в Севастополе.

Сейчас паромы этой серии уже пустили в утиль, а, жаль. В принципе, севастопольское же ЦКБ "Коралл" когда-то разработало новый проект парома (с тем же двигателем), и абсолютно безвозмездно передавало городу (бездвозмездно, то есть дадом (С) Винни Пух). Но отчего-то городу дар сей не понадобился (а жаль). Скандинавский "сэконд-хэнд" оказался "выгоднее".

-2

Ну. да ладно, интереснее другое: и катера типа "Александр Грин" (проект 1430) и их развитие катера типа "Молодежный"(проект 1438) использовали те же самые дизеля. Впрочем, почему использовали? Они и сейчас основа пассажирского портофлота Севастополя. Удобно раньше было: почти одинаковые дизеля на всех плавсредствах.

Что ж за дизель такой, что ставили его всюду, где только можно?

Барнаульские дизельные четырехтактные двигатели типа Д6 и Д12 широко используются на судах, также встречаются и в других сферах, в том числе как силовой привод или электростанция в бурении. Существуют шести-цилиндровые рядные — 3Д6, и двенадцати-цилиндровые V-образные (угол развала 60°) — 3Д12 двигатели. Имеют сравнительно большой рабочий ресурс, надежны, ремонтопригодны. (Ну чего бы их не использовать? Конструкция отработанная более чем за 80 лет, никаких там тебе гаджетов электронных, которые никак не починить на коленке). Система смазки с сухим картером, и электронасосом для предпусковой прокачки масла.
Отличительной конструктивной особенностью двигателей является отсутствие штанг в газораспределительном механизме, распределительные валы установлены непосредственно над клапанами в головках цилиндров.
В большинстве своем данные дизели не имеют турбонаддува. И тогда мощность 3Д6 — 150 л.с., а мощность 3Д12 — 300 л.с. Но встречаются двигатели Д12 с наддувом. Мощность такого дизеля составляет 520 л.с. используется, в частности на судах с воздушной подушкой. Существует два варианта запуска дизелей: электростартером; сжатым воздухом (судовой вариант).

Что интересного в этом двигателе?

Наверное, самое интересное, это история этого дизеля. Дизели 3Д6 (их часто ставили на катера "Ярославчики" и 12-ти цилиндровые V-образные 3Д12 ведут свою родословную от танкового дизеля В-2 (БД-2), который, в свою очередь, изначально разрабатывался как авиационный. Что это такое? А, это дизель танка Т-34.

Его 6-ти цилиндровая версия В-3 («половинка» В-2) устанавливалась на лёгкие танки Т-50. В отличие от своего прародителя 3Д6 дефорсирован и его блок и картер выполнены из чугуна (на ранних сериях - из алюминиевого сплава).

Вот такие вот чудеса, родственник дизеля от Т-34 и поныне является "сердцем" наших катеров.

Старье? Да, как сказать, по многим параметрам дизель (выпускаемый и поныне) даст фору многим современным дизелям, но увы...

На то.... (не хочу выражаться) что сейчас должно прийти на смену "Молодежным", ставится импорт. (Ладно, не будем о грустном, ибо, действительно, катера, которые должны будут работать в Севастополе, по многим параметрам уступают "ильичевцам", проекта 1438). Но, что поделаешь... (бизнес!)