Последним советским бронепоездом стал БП-43 - еще одна попытка ускоренно укомплектовать железнодорожные войска Красной Армии. БП-43 представлял собой модифицированный ОБ-3 с броней и танковыми башнями от Т-34. Он имел легкие двухосные броневагоны ПЛ-43, вооруженные одной танковой башней Т-34. Количество пулеметов было уменьшено до трех на броневагон (один в башне и по два с каждой стороны вагона). Каждый бронепоезд БП-43 также включал два зенитных броневагона, а также один зенитный пулемет, обычно устанавливавшаяся на тендере локомотива. Всего был выпущен двадцать один бронепоезд БП-43 для Красной Армии, а также неизвестное количество бронепоездов для НКВД.
Всего в годы Второй мировой войны на вооружении Красной армии состояло 143 бронепоезда, но их тактическая ценность была значительно снижена из-за уязвимости к ударам с воздуха.
Другой ветвью семейства советских бронепоездов были ПВО типа (зенитные, сокращенно ПВО), использовавшиеся для защиты поездов снабжения и войск, а также важных железнодорожных узлов, перекрестков, мостов и всех военных, промышленных и экономических объектов. Первые из них были построены в начале 1942 года, когда стало когда стало очевидно, что мобильные зенитные батареи крайне необходимы. Как правило, поезда ПВО состояли из одного бронелокомотива и пяти двухосных вагонов-платформ с 12-15-мм броней. вагонов с 12-15-мм броней. Три вагона были вооружены одной 76,2-мм пушкой АА, два других - одной 37-мм пушкой АА и одним 12,7-мм пулеметом ДШК. пулемет ДШК. Иногда 37-мм пушки использовались вместо 76,2-мм. Зенитные орудия, установленные на бронепоездах, могли не только не только стрелять с платформ, но и могли быть использования с земли.
Всего за время Второй мировой войны было построено около 200 таких поездов, которые в различных конфигурациях использовались как мощные мобильные противотанковые средства.
Для разведки и патрулирования использовали стандартные колесные бронеавтомобили, которые с минимальными изменениями можно было могли быть адаптированы для использования на железной дороге. Такими машинами были обычные бронеавтомобили которые имели запасные металлические колеса и специальные подъемные устройства. После небольшой доработки в полевых условиях они могли передвигаться по железной дороге. Вооружение оставалось таким же, как и у оригинальной дорожной модели.
Бронированный самоходный железнодорожный вагон Д-37 с башней Д-38 разработан в СССР в 1932 году. Он предназначался для защиты железнодорожного полотна, а также в качестве вагона-разведчика для бронепоездов. Д-37 имел кузов, сваренный из 6-12-мм броневых листов. Двигатель Ford мощностью 40 л.с. располагался в нижней части, а вооружение - в верхней. В экипаже было 6 человек. Д-37 мог двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад. Вооружение состояло из 76-мм (1927) пушки и двух бортовых пулемета (ДТ). В задней части машины была установлена зенитное вооружение со спаренными пулеметами "Максим", установленными в задней части отсека, закрытого двухсекционным люком. Для ведения боя люк открывался, а зенитное оружие поднималась вверх. В производство он так и не поступил, но послужил базой для более совершенного бронеавтомобиля ДТ-45.
Продолжение следует….
Поддержите канал – поставьте лайк.
Уважаемые подписчики и читатели, поддержите канал