Автор: Людмила Александровна Волошина
Русское искусство невозможно представить без пейзажной живописи. В разные времена этот изобразительный жанр служил определённым задачам, связанным со стилевыми особенностями своей эпохи. Поэтому мы имеем разнообразие пейзажей: романтический, эпический, лирический, пейзаж настроения, мистический и др. Однако воспринимать пейзажную живопись исключительно с точки зрения данной классификации было бы неверным, поскольку этот жанр в первую очередь связан с восприятием природы. Первым, кто воспринимает её и вдохновляется ею, является, конечно, сам художник. Именно его глазами мы видим эту природу и его настроение считываем в первую очередь. Но нам предстоит не просто реальность, а реальность, художественно оформленная, в которой заключён в образной форме весь спектр смыслов и переживаний, вложенных в неё художником. Кроме того, воспринимая художественное произведение, мы переносим на него и свои собственные переживания и, соответственно, создаём новые смыслы.
Связать наши собственные смыслы, порождаемые творчеством художника, с теми, которые созданы им самим и представлены в произведении средствами языка живописи, — задача непростая. В данной статье она будет решаться на примере творчества советского художника Ивана Михайловича Варичева. В Галерее Живописи XX века в январе 2024 года проходила выставка, посвящённая 100-летию этого мастера пейзажной живописи. Это великолепные яркие, не утратившие своей свежести, ясности работы, написанные смелой уверенной кистью человека, который в мире живописи жил как в родной среде. Что можно сказать о нём, кроме того, что это мастер высокого уровня, влюблённый в родную природу? Конечно, здесь имеет значение всё: и его импрессионистская манера, и его чувство цвета, мастерство обобщения. В индивидуальной манере письма всегда просматривается сам художник, его характер, темперамент, искренний интерес к изображаемому. И если перед нами художник со сложившейся манерой, полностью прочувствованной им, то его произведения предоставляют нам возможность ощутить за ними живого человека, и восприятие может превратиться в диалог. Варичев является именно таким. С его произведениями интересно, перед ними просто хочется постоять, не отдавая себе отчёта в том, что привлекло твоё внимание.
Что же такое пейзажная живопись для русского человека? Почему она всегда так любима художниками и реципиентами? Объяснить это довольно просто, вспомнив то, как мы любим природу, как она воздействует на человека. Но вот, при взгляде на пейзажи Варичева, не найдёшь в них лирики Исаака Левитана или пафоса Ивана Шишкина, в них продолжает жить пейзаж Алексея Саврасова и Фёдора Васильева. Переходные состояния природы, размытые дороги, заросшие кустарником берега речушек, старые избы или желтеющие скошенные поля — вот темы для созерцания, предложенные художником.
Обращаясь к биографии мастера, узнаёшь о том, что он прошёл войну, имел боевые награды. В творчестве художников-фронтовиков довольно часто замечаешь эту необыкновенную нежность к простому русскому пейзажу во всей его неяркой простоте. И думается так, что всё это для них — земля обетованная, такая, какой они её помнили до войны и за которую сражались, не щадя живота. Для многих эти виды связаны с воспоминаниями детства. Но в них есть что-то большее, чем просто воспоминания. Это, конечно, и определённым образом построенная композиция, уводящая взгляд вдаль, часто — вид на местность с возвышенности. То есть в этом построении просматривается глубинное ощущение родины как бескрайнего, свободно длящегося пространства. С этим архетипическим ощущением связаны в искусстве древние символы символы коня и птицы. В работах Ивана Варичева излюбленные персонажи именно кони и петушки. Конечно, петуха нельзя назвать птицей свободолюбивой, но здесь, видимо, присутствует другой символ, индивидуально переживаемый художником.
Среди излюбленных сюжетов пейзажной живописи, включая и современную, — изображения деревянных изб, банек, которые часто соседствуют с каменными храмами. И это не просто дань живописной традиции. Конечно, деревянная изба очень живописна, а старое дерево имеет множество оттенков. Все они тёплые, а на солнце — почти осязаемые, так как все мы знаем, как приятно на ощупь нагретое солнцем бревно. Но здесь присутствует не только любовь к природной фактуре. Такая привязанность к данной теме связана с особым христианским мироощущением русского человека. В связи с этим невозможно не вспомнить известные строки поэта Фёдора Тютчева.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Пейзажи Варичева полны простоты, в них всё незамысловато. Именно на простом, внешне бедном сюжете строятся они. И в этом есть, несомненно, своя мудрость, своё понимание ценности родины такой, какой она тебе дана. И здесь нам предстоит особая красота — эсхатологическая. Это высокое умение видеть сердцем, а не умом, когда сквозь видимое просвечивает высшая красота. И это высшее представление о красоте у Ивана Варичева, несомненно, связано с чувством Родины. Умение наделять привычное нашему глазу окружение ценностными смыслами обогащает человека, наполняя его экзистенциальное пространство глубиной и расцвечивая радужными красками. Именно это содержание работ художника представляется мне наиболее значимым и актуальным на все времена.