Найти тему

Метафизическое строение человека: «тонкое тело»

Оглавление

В предыдущей статье мы уже рассматривали многомерные модели метафизического строения человека, и приводили примеры этих моделей в виде батискафа с акванавтами и колесницы с пятью лошадями, возницей и пассажиром.

Сегодня мы поговорим о самом нематериальном элементе строения человека – о его «тонком» теле, которое пока остается недоступным для наших органов чувств и современных измерительных приборов. Поэтому в этом вопросе нам придётся положиться на авторитет ведической духовной традиции. Справедливости ради, надо сказать, что сходные знания содержатся и во многих других авторитетных духовных традициях, философских школах и мировых религиях. Что только подтверждает их единый информационный источник.

Приведу ещё один пример, иллюстрирующий метафизическое строение человека – это воздушный шар, где:

  • Корзина будет «грубым» физическим телом, состоящим из анатомического тела (анна-шарира) и эфирного тела (прана-шарира), которые мы подробно рассмотрели в предыдущей статье. Эта «корзина» тянет человека вниз, к Земле.
  • Воздушный шар будет собственно самой Сущностью (Сознанием, Душой) человека, которая хочет воспарить ввысь, в Небо.
  • Верёвочные стропы, соединяют воздушный шар с корзиной в единое целое – это и есть «тонкое» тело человека, которое позволяет его Сущности (Сознанию, Душе) воспринимать окружающий мир и управлять «грубым» физическим телом в соответствии со своими замыслами.
-2

Понятие «тонкое» тело человека можно в некотором смысле соотнести с современным понятием «психика». Но это совпадение будет далеко не полным, так современная психология, означающая на греческом языке «наука о душе», саму Душу - то и отрицает. Современная наука считает все психические процессы производными биологических структур тела. То есть, сознание, мышление – это функция мозга, как выработка желчи – функция печени.

Принципиально другой подход исповедует ведическая духовная традиция, а вместе с ней, и Аюрведа. Аюрведическая медицина считает, что «тонкое» тело управляет «грубым» телом. Смерть человека вызывает разрушение его «грубого» тела. А вот «тонкое» тело продолжает существовать и после смерти человека, являясь неуничтожимым хранилищем его жизненного опыта, навыков, знаний и переживаний. Всё это является потенциалом дальнейшего развития человека.

Ведическая философия сравнивает «тонкое» тело человека с маленьким зёрнышком, в котором потенциально содержится огромное дерево, способное рожать плоды с удивительным вкусом.

«Тонкое» тело человека, или его психика, состоит из трёх оболочек, покрывающих его Сущность (Сознание, Душу):

  • Мана-майя-коша – это его ментальная оболочка, содержащая ум и чувства. В западной традиции её принято именовать – астральное тело (тело чувств и эмоций).
  • Вигьяна-майя-коша – это его интеллектуальная оболочка, содержащая интеллект. В западной традиции её принято именовать – ментальное тело.
  • Ананда-майя-коша – это его причинная оболочка, в западной традиции – каузальное тело.

Рассмотрим эти составляющие психики человека более подробно.

Мана-майя-коша

Слово «манас» на санскрите означает «ум» и, соответственно, «Мана-майя-коша» - это «оболочка ума» или «тело ума». Главная задача этой оболочки состоит в том, чтобы снабдить наше сознание информацией о внешнем мире.

Все живые организмы живут во внешней среде. И что бы выживать, питаться, размножаться и т.п. им необходимо постоянно иметь информацию о внешнем мире и о своём положении в нем: где таятся угрозы, где можно получить питание, а где можно пообщаться с себе подобными существами.

Эту информацию человек получает посредством пяти органов чувств (индрий). Можно сравнить это с пятью окошками, через которые мы разглядываем внешний мир. Причем, через каждое из окошек мы можем разглядеть только один из первоэлементов (Панчамахабхут), из которых соткан весь окружающий мир.

-3

Так вот, задача ума (маноса) собрать эту мозаику воедино. То есть, наш ум объединяет информацию, поступающую по этим пяти каналам и рисует единый образ окружающего мира, состоящего из совокупности пяти первоэлементов.

-4

Но, на этом функции ума (маноса) не заканчиваются. Кроме того, ум (манос) анализирует поступающую от органов чувств информацию и формирует своё индивидуальное отношение к источникам этой информации:

  • это приносит мне наслаждение и это желательно повторить;
  • это не приносит мне наслаждение и (или) причиняет мне боль, и этого надо избегать.

Так формируется первый контур управления нашим поведением. У многих людей – это главный механизм регуляции. Они живут ради наслаждения: повторяют то действие, событие, явление, которое приносит им наслаждение. И избегают того, что не приносит наслаждения или причиняет им боль.

Таким образом, главная функция ума (маноса) – наслаждение через чувства или посредством чувств. И если такого наслаждения не происходит (ну, нет рядом соответствующего объекта), то возникает беспокойство ума (маноса). В Аюрведе это считается главной материальной причиной возникновения болезней.

В Ведической духовной традиции это сравнивается с магнитом и железом. Как только в поле действия наших органов чувств появляется объект наслаждения (вкусная еда, красивая девушка или юноша и т.п.), тут же наши чувства устремляются к объекту наслаждения, как железо притягивается к магниту.

Таким образом, наш ум (манос) получает данные от органов чувств (впечатления, отражения внешних объектов, поток образов, мысли и т.п.) и формирует исходные данные для принятия решений в следующей интеллектуальной оболочке - Вигьяна-майя-коша.

Вигьяна-майя-коша

Вигьяна-майя-коша – это интеллект человека (на санскрите – «буддхи»), который и является центром принятия решений на основе исходных данных, поступающих от ума (маноса). Интеллект (буддхи) воспринимает информацию от ума (маноса), структурирует её, кристаллизует и принимает окончательное решение о поведении человека в той или иной ситуации.

Вигьяна-майя-коша имеет сложную структуру и состоит из пяти видов интеллекта, каждый из которых объединяет два структурных центра:

  • Познавательный интеллект объединяет Центр логического мышления и Центр интуитивного мышления.
  • Целевой интеллект объединяет Центр постановки тактических задач и Центр постановки стратегических задач.
  • Волевой интеллект объединяет Центр индивидуальной воли и Центр коллективной воли.
  • Эгрегорный интеллект объединяет Центр служения узкому эгрегору и Центр служения широкому эгрегору.
  • Творческий интеллект объединяет Эмоциональный центр и Ассоциативный центр.
-5

Интересно, что интеллект человека (буддхи) обладает только оперативной памятью, необходимой ему только для решения текущих задач по принятию решений: логическое мышление и интуитивное озарение, планирование (постановка задач), реализация своей индивидуальной и коллективной воли, служение эгрегорам и творчество.

Основная долговременная память находится на уровне оболочки ума (маноса). Ум человека (манос) постоянно записывает в долговременную память все свои желания, мысли и поступки, которые называются элементалы. Элементалы рождаются в уме (маносе) в период бодрствования человека, а ночью ум (манос) перебирает их, раскладывает по полочкам, архивирует их на длительное хранение, порой на множество жизненных воплощений. Эти процессы и порождают ночные сновидения.

Таким образом, в долговременной памяти ума (маноса) накапливаются, преобразуются и развиваются определенные стереотипы ума – программы действий в той или иной ситуации. Эти программы могут быть одобрены интеллектом (буддхи) и воплощены в жизнь в виде поступков. А могут и не быть реализованы, и тогда они будут храниться в долговременной памяти, прирастать новыми желаниями и постепенно «созревать» для реализации.

В момент смерти ум (манос) извлекает из своего хранилища долговременной памяти наиболее зрелую, сформировавшуюся программу, которая и становится кармической программой следующего жизненного воплощения этой Сущности (Сознания, Души).

Вот почему, зачастую, люди, ведомые негативной кармической программой, поступают вопреки своей совести и законам гармонии Вселенной. Но, этот кармический механизм не означает необходимости полной покорности судьбе.

И здесь важнейшее место отводится интеллекту (буддхи) человека. Благодаря ему человек способен взять под контроль свои отрицательные стереотипы ума, отказаться от нежелательных поступков, регулировать своё поведение и жизнь.

Этот механизм «коррекции» своей кармы можно проиллюстрировать на примере туннеля. Туннель – это некий кармический коридор, заданный для текущего жизненного воплощения. И судьба человека будет ограничена стенами этого туннеля. Но сам этот туннель достаточно широкий, и в нем есть проезжая часть для автомобилей, и тротуар – для пешеходов. И человек при помощи своего интеллекта (буддхи) способен выбрать свой путь по заданному туннелю: идти по относительно комфортному и безопасному тротуару или постоянно рисковать и уворачиваться от автомобилей (ударов судьбы) на проезжей части.

Ананда-майя-коша

Третья и самая «тонкая» часть психики называется Ананда-майя-коша или Ананда-шарира. В западной традиции её принято называть каузальное (причинное) тело.

Как уже говорилось ранее в предыдущих статьях, человек – это и не «грубое» физическое тело, и не «тонкое» тело (психика). Человек – это, прежде всего, его Сущность (Сознание, Душа), которая на санскрите называется «Джива». Отсюда происходит и русское слово – «жизнь».

Джива – это маленькая, но неразрывная часть Единого мира, Вселенной, Абсолютной объективной реальности, которые в религиозных духовных традициях именуются – Бог. Воспользуемся этим словом для краткости и мы.

Так вот, «Бог» и «Джива» соотносятся как «океан» и «капля». То есть, качественно они идентичны: «капля» содержит все те же вещества, что и «океан». А вот, количественно, они очень разные: «Бог» - он абсолютен, всемогущ и всесилен, а «капля» - маленькая и ограниченная.

Когда-то давным-давно, ещё до существования нашей Вселенной, капелька «Джива» была слита с океаном «Богом». Они были единое и неделимое целое. Это было счастливое и беззаботное время, которое проходило под девизом «сат – чит – ананда» (полное знание – вечное бытие – нарастающее блаженство).

Но дальше наш океан «Бог» заскучал в своём вселенском одиночестве, решил поиграть и заняться самопознанием. И началась великая космическая игра - квест (Лила).

Океан «Бог» отделил от себя миллиарды капелек сознания «Джив», экипировал их в «тонкое» и «грубое» тело, создал для них специальный испытательный полигон – материальную Вселенную.

Океан «Бог» надел на каждую капельку «Дживу» шлем виртуальной реальности - каузальное (причинное) тело Ананда-майя-коша для того, чтобы капельки позабыли о своей единой сущности с «Богом» и принялись познавать себя, окружающий мир и восстанавливать своё утраченное единство с «Богом».

На санскрите причинное тело ещё называют «аханкара» или «ахамкара». Этот глубокий философский термин можно перевести как эго, чувство «я», самосознание. Аханкара покрывает, обволакивает нашу капельку «Дживу», и та, забывая об океане «Боге», обретает собственное эго, самостоятельность и собственное мироощущение.

Мы не можем познать единое целое, являясь его неотъемлемой частью. Для познания этого целого нам нужно отделиться от него, стать самостоятельным субъектом и посмотреть на него со стороны и с некоторого расстояния. Но, и это знание будет неполным, если не собрать все полученные фрагменты в единое целое. То есть, нужно снова стать единым целым.

В более приземлённом виде, именно так и выглядит любой процесс познания: анализ – разделение объекта познания на более простые части, изучение их. А затем - синтез – соединение изученных фрагментов в единое целое.

Интересно, что слова «религия» и «йога» - синонимы, означающие восстановление единства и целостности.

Этот мой вольный пересказ былых эпохальных событий нашёл более классическое и символическое отражение в мифах, легендах и притчах многих народов, духовных традициях и религиях.

Самосознание
0