Цикл (модель) Колба — это состоящий из четырёх этапов процесс обучения, разработанный Дэвидом Колбом в 1984 году. Основан на предположении, что обучение должно включать в себя как когнитивные, так и экспериментальные элементы.
4 этапа модели Колба
Каждая стадия цикла Колба основывается на предыдущей стадии. Поэтому давайте поговорим о каждой поподробнее.
✔️ №1. Конкретный опыт
На данном этапе предлагается непосредственное переживание ситуации или проблемы. Человек должен иметь непосредственный контакт с предметом науки, чтобы иметь возможность хорошо его понять. На этом этапе обучающийся собирает информацию и получает знания по заданному вопросу.
✔️ №2 Рефлексивное наблюдение
На этом этапе человек анализирует свои переживания, думает о том, что произошло, почему это произошло и что делать, чтобы действовать лучше в будущем. Рефлексия позволяет человеку обрабатывать информацию и преобразовывать её в знания.
✔️ №3 Абстрактная концептуализация
Этот этап включает в себя создание концепций и формулирование общих принципов работы выбранной (изучаемой) теории или системы. Обучающиеся ищут связи между различными элементами и создают общие концепции и принципы. Таким образом человек организует свои знания и создаёт систему координат, на основе которой он будет действовать в дальнейшем.
✔️ №4 Активное экспериментирование
На этом заключительном этапе человек проверяет свои концепции на практике и проверяет, как они работают в реальных ситуациях. Это также этап, на котором человек может сопоставить свои теории с реальностью и учиться на своих ошибках.
Где можно использовать цикл Колба?
Цикл обучения Колба можно использовать в огромном количестве различных сценариев, например, во время обучения в школе или институте, на рабочем месте и даже в саморазвитие.
В школе, например учителя могут использовать данную модель, для создания увлекательной и эффективной среды обучения. Она может включать в себя ознакомление учащихся с концепцией или проблемой, предоставление им возможности поразмышлять над тем, что они узнали, затем попытаться сформировать общие принципы и наконец приступить к экспериментам.
Метод Колба – пример тренировки межличностного общения
Примером использования цикла Колба на практике является тренинг межличностного общения. В таких тренингах перед участниками ставится задача улучшить свои навыки общения с другими людьми.
✔️ №1 Опыт конкретных действий
Участники тренинга получат возможность практиковать свои навыки во взаимодействии с другими людьми. Это могут быть групповые упражнения, парные упражнения или моделирование беседы. Например, им предлагается разыграть 3 сценария сложных разговоров с сотрудниками.
На этом этапе они решают конкретную задачу, используя свои текущие знания. Ничему новому на этом этапе их не учат.
✔️ №2 Подумайте об опыте
После выполнения упражнений участники тренинга должны подумать о том, какой опыт они получили и как они справлялись с различными сценариями и ситуациями. Им также следует подумать о том, что они могли бы сделать лучше и какие ошибки они допустили.
✔️ №3 Формулирование общих принципов – создание концепций
На этом этапе обучающиеся должны выработать общие представления о межличностном общении. К ним можно отнести, например, такие принципы эффективного общения, как активное слушание, задавание вопросов, избегание суждений и информирование о своих потребностях.
✔️ №4 Экспериментирование
Теперь обучающиеся должны применить свои концепции на практике, пытаясь улучшить свои навыки повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут включать, например, упражнения по эффективному задаванию вопросов во время разговора, выражению конструктивной критики или выражению своих потребностей и ожиданий.
Кто такой Дэвид Колб?
Дэвид Колб родился в 1939 году в Иллинойсе. В 1967 году он окончил Гарвардский университет по специальности социальная психология. Вскоре после этого стал сотрудничать с Роном Фраем в разработке теории экспериментального обучения, которая в итоге стала циклической моделью обучения, состоящей из четырёх стадий: переживания, размышления, мышления и действия.
Колб подчеркнул важность опыта в этой модели, которую он включил в качестве отправной точки для своей модели. Спустя чуть более десяти лет после того, как была представлена модель экспериментального обучения Колба, Колб расширил её, включив в неё различные стили обучения.
Теория экспериментального обучения Колба, как её стали называть, объединила его более ранние исследования о том, как люди учатся, и добавила уровень персонализации, который позволял студентам определять свой личный стиль обучения.