Найти тему
Познающий

4 этапа модели Колба - как формировать навыки через практику?

Оглавление

Цикл (модель) Колба — это состоящий из четырёх этапов процесс обучения, разработанный Дэвидом Колбом в 1984 году. Основан на предположении, что обучение должно включать в себя как когнитивные, так и экспериментальные элементы.

4 этапа модели Колба

Каждая стадия цикла Колба основывается на предыдущей стадии. Поэтому давайте поговорим о каждой поподробнее.

✔️ №1. Конкретный опыт

На данном этапе предлагается непосредственное переживание ситуации или проблемы. Человек должен иметь непосредственный контакт с предметом науки, чтобы иметь возможность хорошо его понять. На этом этапе обучающийся собирает информацию и получает знания по заданному вопросу.

✔️ №2 Рефлексивное наблюдение

На этом этапе человек анализирует свои переживания, думает о том, что произошло, почему это произошло и что делать, чтобы действовать лучше в будущем. Рефлексия позволяет человеку обрабатывать информацию и преобразовывать её в знания.

✔️ №3 Абстрактная концептуализация

Этот этап включает в себя создание концепций и формулирование общих принципов работы выбранной (изучаемой) теории или системы. Обучающиеся ищут связи между различными элементами и создают общие концепции и принципы. Таким образом человек организует свои знания и создаёт систему координат, на основе которой он будет действовать в дальнейшем.

✔️ №4 Активное экспериментирование

На этом заключительном этапе человек проверяет свои концепции на практике и проверяет, как они работают в реальных ситуациях. Это также этап, на котором человек может сопоставить свои теории с реальностью и учиться на своих ошибках.

Где можно использовать цикл Колба?

Цикл обучения Колба можно использовать в огромном количестве различных сценариев, например, во время обучения в школе или институте, на рабочем месте и даже в саморазвитие.

-2

В школе, например учителя могут использовать данную модель, для создания увлекательной и эффективной среды обучения. Она может включать в себя ознакомление учащихся с концепцией или проблемой, предоставление им возможности поразмышлять над тем, что они узнали, затем попытаться сформировать общие принципы и наконец приступить к экспериментам.

Метод Колба – пример тренировки межличностного общения

Примером использования цикла Колба на практике является тренинг межличностного общения. В таких тренингах перед участниками ставится задача улучшить свои навыки общения с другими людьми.

✔️ №1 Опыт конкретных действий

Участники тренинга получат возможность практиковать свои навыки во взаимодействии с другими людьми. Это могут быть групповые упражнения, парные упражнения или моделирование беседы. Например, им предлагается разыграть 3 сценария сложных разговоров с сотрудниками.

На этом этапе они решают конкретную задачу, используя свои текущие знания. Ничему новому на этом этапе их не учат.

✔️ №2 Подумайте об опыте

После выполнения упражнений участники тренинга должны подумать о том, какой опыт они получили и как они справлялись с различными сценариями и ситуациями. Им также следует подумать о том, что они могли бы сделать лучше и какие ошибки они допустили.

✔️ №3 Формулирование общих принципов – создание концепций

На этом этапе обучающиеся должны выработать общие представления о межличностном общении. К ним можно отнести, например, такие принципы эффективного общения, как активное слушание, задавание вопросов, избегание суждений и информирование о своих потребностях.

✔️ №4 Экспериментирование

Теперь обучающиеся должны применить свои концепции на практике, пытаясь улучшить свои навыки повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут включать, например, упражнения по эффективному задаванию вопросов во время разговора, выражению конструктивной критики или выражению своих потребностей и ожиданий.

Кто такой Дэвид Колб?

Дэвид Колб родился в 1939 году в Иллинойсе. В 1967 году он окончил Гарвардский университет по специальности социальная психология. Вскоре после этого стал сотрудничать с Роном Фраем в разработке теории экспериментального обучения, которая в итоге стала циклической моделью обучения, состоящей из четырёх стадий: переживания, размышления, мышления и действия.

Колб подчеркнул важность опыта в этой модели, которую он включил в качестве отправной точки для своей модели. Спустя чуть более десяти лет после того, как была представлена модель экспериментального обучения Колба, Колб расширил её, включив в неё различные стили обучения.

Теория экспериментального обучения Колба, как её стали называть, объединила его более ранние исследования о том, как люди учатся, и добавила уровень персонализации, который позволял студентам определять свой личный стиль обучения.