Метод трёх банок заключается в делении полученных денег на 3 части. Первая часть покрывает текущие расходы, вторая – это сбережения, а третья – это деньги на помощь другим. В традиционном варианте ребёнок может хранить деньги каждой из категорий в отдельных копилках, баночках, конвертах, но можно выбрать и другой путь и хранить деньги на счетах, благо сейчас есть такая возможность.
Когда нужно внедрять метод 3 банок?
Прежде всего, тогда, когда мы хотим, научить ребёнка экономить и откладывать деньги на непредвиденные нужды.
Для ребёнка может быть очевидным и естественным тратить деньги на неотложные нужды, то есть на что попало. Но, вот для сбережений нужна мотивация. Это значит, что у него должна быть конкретная цель, к которой он будет стремиться.
Чем младше ребёнок, тем меньше должно быть время для реализации поставленной цели.
Если говорить о долгосрочных сбережениях у детей, я имею в виду сбережения продолжительностью от 3 до 6 месяцев., то в таких случаях необходимо поддерживать ребёнка дополнительными денежными премиями за достижение поставленной цели, либо показать, как эффективно экономить (или и то, и другое).
Если у ребёнка нет серьезных покупательских целей, этот метод не сработает.
Во-вторых, если мы хотим использовать метод 3-х банок в предлагаемом делении (текущие расходы, сбережения, помощь), мы должны подробно объяснить ребёнку смысл помощи. Собственно, не объяснять, а просто показать на своём примере. Если мы регулярно финансово помогаем другим и включаем такую категорию в наш взрослый бюджет, мы можем побудить ребенка подобным образом распоряжаться своими деньгами.
Подводя итог:
Метод 3-х банок будет хорошо работать, когда у ребёнка есть потребность в долгосрочных сбережениях (цель), и он понимает и чувствует потребность помогать другим в финансовом плане.
Преимущество этого метода в том, что ребёнок учится планировать и управлять своими финансами и, таким образом, учится вести свой бюджет.
Что не так с данным методом?
Впервые я узнал о методе 3-х банок, читая книгу Дэйва Рэмси и его дочери Рэйчел. «Финансово умные дети». Позже я узнал, что подобный метод был рекомендован американскими авторами детям от 6 до 13 лет.
Но вот, что меня смущает:
🔸 Во-первых, если рассматривать экономию как возможность сэкономить, упускается одна немаловажная деталь, а именно стоимость вещей, ради которых дети решают сложить свои деньги во вторую банку.
Обычно гаджеты или игрушки, которые интересны детям 6-13 лет, не самые дешевые.
А поскольку сбережения не должны занимать слишком много времени, чтобы этот метод имел смысл, мы должны были бы давать ребёнку соответственно весьма большие суммы.
Если предположить, что ребёнок ежемесячно откладывает 1000 р., то на покупку желаемой вещи (компьютера, телефона, планшета) стоимостью 20-30 тысяч уйдёт не менее 2 лет. Это слишком долго. Экономия тогда перестает быть привлекательной для ребёнка с самого начала.
🔸 Второй момент касается третьей банки. Крайне странное предложение предлагать детям откладывать свои деньги на помощь другим, когда мы, взрослые, сами так не делаем. Разумней было бы предложить ребёнку откладывать деньги в третью банку не для дарения или пожертвования их кому-то другом, а на подарки (материальные подарки) родным, близким, друзьям и всем остальным, на праздники и дни рождения.
А что вы думаете поводу? Сколько вы даёте своему ребёнку карманных денег? И получается ли у него откладывать?