Иногда приходится сталкиваться с неадекватным поведением работников храма. Как к этому относиться? На этот вопрос ответил богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:
Как к этому относиться? Как к человеческой реальности, в которой мы живём. Если нас поставить на место этих людей за ящиками, то неизвестно, как мы себя вести будем.
Недаром дедушка Крылов в басне «Зеркало и обезьяна» написал:
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Именно так и нужно относиться к этим вещам. В каждом из нас полным-полно грязи, но замечаем мы эту грязь только в других людях.
На самом деле, мы все больны. Мы все живём в больнице. Не на курорте, а в больнице. Просто находимся в разных отделениях, потому что имеем разные болезни.
Одним требуется отдых, другим — таблеточки, третьим нужны серьёзные операции. И вот уже хирург берётся за нож...
Земная жизнь — это, с христианской точки зрения, больница, а не рай, который хотят устроить люди, не верующие в Бога. Для них земная жизнь — это стремление к максимальному благополучию.
Для верующего же человека земная жизнь — это только подготовительный этап. Это больница, в которой мы должны подготовиться к подлинной жизни.
Оценивать земную жизнь, как неустроенный рай — это глупость полнейшая. К тому же в больнице никто и никогда не осуждает других людей за их болезни. Здесь не осуждать нужно, а сочувствовать.
И поэтому святые отцы советуют согрешающего не осуждать, а помолиться за него. Мы все грешны. И нам не нужно искать тех, кто грешнее нас. Нам в этом вопросе надо быть очень осторожными. Потому что можно мыслью так нагрешить, что это будет хуже любого бандитизма.
Помните случай из Патерика о двух девочках-сиротках? Одна из них попала в монастырь, а другая — в публичный дом. Когда они скончались, то одному человеку было видение: девочка из публичного дома на Небо вознеслась, а та, которая была монахиней, и исполняла все послушания и правила, угодила прямо в преисподнюю. Почему?
Потому что та, что была в публичном доме, говорила: «Я — окаянная. Прости меня, Господи!» А та, которая жила в монастыре, чувствовала себя святой. К ней уже не подойти — опалит благодатью. Только не Божьей... Это тщеславие и гордыня.
Мы спасаемся осознанием своей греховности и покаянием. А если в нас присутствует тщеславие и гордыня, то мы сами закрываем дверь для Божественной благодати. И погибаем.
Как увидеть образ Божий в каждом человеке? В этом случае не надо ничего разглядывать. Надо просто знать, что другой человек — такой же образ Божий, как и я. Если ты думаешь, что твой образ Божий получше будет, чем у твоего ближнего, тогда знай, что ты от него отстоишь на тысячу километров.
Лучше не тот, кто не сделал гадости. Лучше тот, кто, действительно, смирился и покаялся, и сказал: «Достойное по делам своим приемлю».
Однажды я наблюдал, как один мой знакомый, который любил прикладываться к бутылке, каялся в своих грехах. И я увидел в его душе горящую лампаду.
Итак, образ Божий присутствует во всех. А в каком состоянии находится человек и какую степень повреждённости имеет — не нам судить.
Отец Никон (Воробьёв) говорил:
«Не ходи оплакивать чужих мертвецов, когда свой в доме, чтобы он не засмердел».
Ещё статья: Как не осуждать других? Объясняет священник Дмитрий Смирнов.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.