В статье, опубликованной в Behavioral Brain Research под названием "Комплексный обзор и мета-анализ неврологических побочных эффектов, связанных со вторым поколением антидепрессантов у лиц с крупным депрессивным расстройством", проведен обобщенный анализ неврологических побочных эффектов, возникающих при приеме второго поколения антидепрессантов у пациентов с крупным депрессивным расстройством.
Исследование велось исследователями из отдела неврологии первой больницы Фучжоу, провинция Цзянси, Китай. Также участвовали специалисты из отдела неврологии первой больницы Нанчанга, провинция Цзянси, и отдела общественных отношений той же больницы Фучжоу.
Целью мета-анализа было установить краткосрочные рейты неврологических побочных эффектов, связанных с широко используемыми антидепрессантами второго поколения при лечении крупного депрессивного расстройства. Для этого были проанализированы данные из баз данных PubMed, EMBASE и Cochrane Library.
Результаты
Поиск литературы выявил 2272 исследования. Были использовали данные 14 видов SGADs из 143 РКИ (рандомизированное контролируемое исследование), содержащих 188 групп лечения, в этот мета-анализ были включены дублирующие данные:
- 7 касались агомелатина,
- 14 бупропиона,
- 8 циталопрама,
- 16 десвенлафаксина,
- 24 дулоксетина,
- 11 эсциталопрама,
- 12 флуоксетина,
- 5 флувоксамина,
- 9 левмилнаципран,
- 15 пароксетина,
- 1 ребоксетина,
- 10 сертралина,
- 28 венлафаксина,
- 28 вортиоксетина.
Обратите внимание, что, помимо 6 клинических симптомов:
бессонницы, сонливости, головокружения, тремора, головной боли и нечеткости зрения, в нашем исследовании мы не выявили ни одного РКИ по трем неврологическим СЭС: судорогам, инсульту и дискинезии
Бессонница
У 7 из 14 антидепрессантов частота кратковременной бессонницы была значительно выше, чем у плацебо, в следующем порядке: бупропион, венлафаксин, десвенлафаксин, дулоксетин, эсциталопрам, пароксетин и флуоксетин.
Один антидепрессант агомелатина показал значительно более низкую частоту кратковременной бессонницы, чем плацебо. У шести из 14 исследованных антидепрессантов (циталопрам, вортиоксетин, флувоксамин, левомилнаципран, ребоксетин, сертралин) частота возникновения бессонницы была такой же, как у плацебо. На рисунке ниже показан обзор результатов. Исследование воронкообразных графиков не выявило признаков предвзятости публикаций.
Сонливость
У 8 из 14 антидепрессантов частота кратковременной сонливости была значительно выше, чем у плацебо, в порядке, указанном ниже: флувоксамин, дулоксетин, венлафаксин, сертралин и пароксетин, эсциталопрам, десвенлафаксин, флуоксетин.
У одного из антидепрессантов группы бупропионовых антидепрессантов частота кратковременной сонливости была ниже, чем у плацебо. По частоте сонливости три антидепрессанта (циталопрам, вортиоксетин и агомелатин) не отличались от плацебо. В краткосрочных исследованиях антидепрессантов не было сообщений о сонливости у пациентов с СЭС, получавших левомилнаципран и ребоксетин. Исследование "воронкообразных графиков" не выявило признаков предвзятости публикаций (данные доступны по запросу).
Головная боль
Сертралин, левомилнаципран и бупропион были показаны значительно более высокие показатели кратковременной головной боли, чем при приеме плацебо. Что касается частоты головной боли, 9 из 14 антидепрессантов (флувоксамин, эсциталопрам, венлафаксин, агомелатин, вортиоксетин, флуоксетин, дулоксетин, циталопрам, пароксетин и ребоксетин) не отличались от плацебо. Исследование "воронкообразных графиков" не выявило признаков предвзятости публикаций (данные доступны по запросу).
Головокружение
У семи из 14 антидепрессантов частота кратковременного головокружения была значительно выше, чем у плацебо, в порядке убывания частоты: венлафаксин, пароксетин, дулоксетин, левомилнаципран, десвенлафаксин, сертралин и агомелатин. 6 из 15 антидепрессантов (флуоксетин, бупропион, вортиоксетин, циталопрам, флувоксамин и эсциталопрам) не имели существенной разницы в частоте головокружений по сравнению с плацебо. Ни в одном исследовании не сообщалось о головокружении при краткосрочной антидепрессантной терапии на основе ребоксетина. Исследование "воронкообразных графиков" не выявило признаков предвзятости публикаций.
Нечеткое зрение
Было показано, что десвенлафаксин и венлафаксин вызывают значительно большую частоту кратковременного ухудшения зрения, чем плацебо. Было показано, что антидепрессант вортиоксетин имеет меньший риск кратковременного ухудшения зрения, чем плацебо. По степени затуманивания зрения 4 из 14 антидепрессантов (дулоксетин, сертралин, флуоксетин и ребоксетин) не отличались от плацебо. Ни у кого из пациентов, получавших краткосрочную антидепрессивную терапию бупропионом, эсциталопрамом, пароксетином, циталопрамом, флувоксамином, левомилнаципраном и агомелатином, не наблюдалось ухудшения зрения. Исследование "воронкообразных графиков" не выявило признаков предвзятости публикаций.
Тремор
У 4 из 14 антидепрессантов частота кратковременного тремора была значительно выше, чем у плацебо, включая флуоксетин, бупропион, пароксетин и венлафаксин. Десвенлафаксин, дулоксетин, эсциталопрам, флувоксамин, сертралин, ребоксетин и вортиоксетин были единственными антидепрессантами, которые не отличались от плацебо по частоте возникновения тремора. Тремор не был отмечен ни у одного из пациентов, получавших агомелатин, циталопрам или левомилнаципран в краткосрочных исследованиях антидепрессантов. Исследование "воронкообразных графиков" не выявило признаков предвзятости публикаций.
Результаты исследования позволили выявить, что антидепрессанты второго поколения часто вызывают неврологические побочные эффекты у пациентов с депрессивным расстройством. Данные этого мета-анализа могут быть важным руководством для врачей при выборе схемы лечения для пациентов с крупным депрессивным расстройством, учитывая их переносимость и возможные неврологические проявления.
Эта работа является открытым доступом в соответствии с лицензией CC BY-NC-ND 4.0, что позволяет свободное распространение и использование статьи при соблюдении указанных условий.