Подросткам всё в новинку. Хочется познать многое, но терзают волнения. Что будет, когда я закончу школу, куда пойти, чем заниматься — лишь малая часть тревог.
Беспокоит внешность. «мам, у меня лицо прыщавое, всё в каких-то буграх, а профиль… Фу!», «У меня большие ноги и руки!» — восклицают тревожные дети.
Действительно внешность в пубертатном периоде меняется. У кого-то изменения проходят слишком интенсивно, а кто-то отстает от ровесников. И в том, и в другом случае переживательно. Почему? Слишком выделяется из группы. Конечно, хочется быть не таким как все, но не так же разительно, надо же и соответствовать как-то.
Второе, что может беспокоить пубертатов — взаимоотношения. Нет, не со взрослыми мамой и папой, а с другими людьми, сверстниками. Ведущая деятельность подросткового периода — общение. И если подросшего ребёнка по каким-то причинам не принимают, то тревога нарастает. Он начинает искать в себе изъяны, ощущать тревожность социальной направленности. Например, подростку может казаться, что на него как-то не так посмотрели, что-то не то сказали.
Успешность и волнение за будущее — ещё один повод для тревоги. Я уже вскользь упоминала об учёбе и думах о будущем. Разберем поподробнее.
В старших классах важны учебные результаты, сдача ОГЭ и ЕГЭ. Подростки не просто страшатся не сдать экзамены, не выполнить учебные планы, стать хуже других, а под вопросом стоит личная жизнь. Школа и экзамены — расставание со школьными друзьями и подругами.
Кроме того, прощание со школой тревожит подростков ещё и потому, что они не знают, как будет на новом месте учебы, если они решат дальше учиться в сузах или вузах, на работе, если решат сразу ринутся в трудовую деятельность. Новые знакомства, ситуации — всё это волнует молодых девушек и юношей.
А ещё взрослые давят, говорят лишнее, засыпают советами, слишком ограничивают. Чем не только не помогают, но и усугубляют тревожность.
Как же помочь подростку справиться с тревогой?
Научите подросших детей навыкам саморегуляции. Покажите на собственном примере, как и что помогает вам успокоиться в минуты волнения.
Эмоциональная сфера пубертатов не стабильна. Поэтому родители должны научить умению распознавать эмоции и чувства у себя и других. В помощь герои книг, фильмов. Обсуждайте, что чувствовал персонаж в те или иные моменты.
Подойдёт и собственный пример. Обсудите с подростком прошедший день. Расскажите, что чувствовали в определенные моменты времени, спросите, какие эмоции испытывал он.
И опять же, налаживайте режим сна. Возможно, у кого-то из родителей есть свои способы, ритуалы засыпания, поделитесь ими с подросшим ребенком. Если нет, можно познакомить с существующими, универсальными (проветривание, прогулка, тихая, спокойная музыка, приглушенный свет). Можно вместе с подростком придумать собственные.
Поговорите с сыном или дочкой о том, за какое время до сна лучше перестать уделять время гаджетам и урокам. Да, возможно, подросток не сразу примет режим. Возможно, ему сложно будет что-то менять.
Предложите провести над собой эксперимент. Пусть поживет по-новому с недельку. А потом обсудите, изменилось ли самочувствие, легче ли стало учиться и так далее. У каждой семьи могут быть свои вопросы для обсуждения.
Продолжение следует.
Подпишитесь на мое сообщество ВКонтакте и получите бонус: медитативную практику "Шаматха". Успокойте разум и найдите внутренний покой! https://vk.com/app5898182_-224026628#u=1791046&s=2609310
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена