Искусные советские лётчицы из 586-го истребительного женского авиаполка — Валерия Хомякова, Лилия Литвяк, Екатерина Буданова и многие другие — прославились воздушными боями, в которых одержали немало побед. Эту участь хотели разделить их боевые подруги, отправившиеся добровольцами в авиационную часть, сформированную в Энгельсе Героем Советского Союза Мариной Расковой. Последней так и не пришлось поучаствовать ни в одном сражении Великой Отечественной войны — Марина Михайловна погибла 4 января 1943 года, отправляясь на Сталинградский фронт. Такая же участь постигла и Ольгу Андреевну Голышеву — лётчицу, разбившуюся во время учебного полёта летом 1942 г. О её недолгой жизни рассказывают личное дело пилота, хранящееся в фондах Энгельсского краеведческого музея, и дневник комсорга 586-го авиаполка Нины Ивакиной. Подробнее о её наставнице можно узнать в книге "Марина Раскова. За страницами "Записок штурмана". Купить её электронную версию можно, заполнив форму по ссылке или написав на почту lukoyanovahistory@yandex.ru.
Ольга Голышева родилась в селе Железницы Бельского района Тульской области 18 сентября 1918 года в крестьянской семье. В 18-летнем возрасте она стала комсомолкой. Два года спустя Ольга Андреевна окончила Московский железнодорожный техникум имени Октябрьской революции и устроилась на работу в качестве техника в хладопункт на станции Петрово Ленинской железной дороги.
В 1936 года будущая лётчица вступила в ВЛКСМ. Параллельно с обучением в техникуме Голышева тренировалась в планерной группе Железнодорожного аэроклуба, где сначала получила звание пилота запаса (1937 год), а затем — инструктора-лётчика (1938 год). Уже в апреле 1939 года Ольга Андреевна ушла из хладопункта и устроилась на работу инструктором-лётчиком в родной аэроклуб, где освоила сразу несколько видов спортивных самолётов.
Интересна характеристика, данная командиром звена Бителевым при решении о продвижении по службе Ольги Андреевны: «Тов. Голышева политически развита хорошо. Партии Ленина-Сталина и социалистической родине предана. Политически и морально устойчива. Общее развитие хорошее. Физически развита хорошо. Энергична. Инициативна. Требовательна к себе и к своим подчиненным. Хорошо проявляет заботу о своих подчинённых. Методика обучения лётному делу хорошая. Пользуется авторитетом со стороны командования и подчинённых. Дисциплинированна. Вспыльчива по своему характеру, имеет место невыдержанности. В быту и на службе аккуратна. Над повышением своих знаний работает хорошо. Среди товарищей общительна. Техника пилотирования отличная. Летает на самолётах: У-2, УТ-2, УТ-1, И-5. Ориентировка хорошая. Материальную часть знает хорошо. Лётное дело любит. В 1940 году благодаря напряжённой и упорной её работе сдала досрочно две группы пилотов – 15 человек с общей оценкой хорошо и отлично. Аварий и поломок не имеет. За высокие показатели от командования имеет благодарности. В общественной жизни активна. Исполняет обязанности председателя местного комитета».
Ценили Ольгу Андреевну и в комсомольской организации. На очередном заседании бюро ВЛКСМ, 12 апреля 1941 года, ей была дана следующая характеристика: «За период работы в комсомольской организации показала себя дисциплинированной и активной комсомолкой. В работе настойчива и энергична. Одна из передовых в выполнении производственного плана. Излишне самолюбива. Политически грамотна. Работает над собой, повышая идейно-политический и социальный уровень. Взысканий не имеет».
В 1940 году в Железнодорожном аэроклубе Голышева досрочно выпустила две группы пилотов — 15 человек — сдавших экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Каждый год она участвовала в воздушных парадах, в том числе пролетала над Красной площадью 1 мая 1941 года За отличное пилотирование на одном из парадов Голышеву премировали фотоаппаратом, а также знаком «ЗАОР» («За отличную оборонную работу»), присуждаемым Центральным советом ОСОАВИАХИМА.
В октябре 1941 года Ольга Андреевна добровольно пришла в авиачасть, которую формировала Марина Раскова. В Энгельсской военной авиационной школе пилотов (ЭВАШП) Голышева прошла переподготовку и была определена в 586-й истребительный полк. Он первым среди трёх женских соединений заступил на боевое дежурство, — 23 февраля 1942 года — охраняя небо над Саратовом, крупным промышленным и медицинским центром той поры. До начала апреля 1942 года истребители базировались на аэродроме ЭВАШП, а 9 апреля получили телеграмму с приказом отправиться в Разбойщину, на промежуточный аэродром. Через месяц полк перелетел через Волгу на аэродром Анисовка, где лётчицы охраняли Саратов от фашистских бомбардировок с воздуха.
Эпизодически Ольга Андреевна упоминается в дневнике Нины Ивакиной — комсорга 586-го истребительного авиационного полка. В заметке от 19 ноября 1941 года та пишет, что Голышеву временно отстранили от учёбы в ЭВАШП из-за «плохой работы». В чём заключалась «плохая работа», автор дневника не уточняет.
27 февраля 1942 года Ивакина сообщает, что комсомолка Голышева вместе с другими членами ВЛКСМ требовала привлечения к «строгой комсомольской ответственности» лётчицы Марии Сергеевны Кузнецовой. При посадке та убрала шасси и села на «брюхо»: в результате погнулся винт и получил повреждения водо-масло радиатор — самолёт пришлось отправить на ремонт. Комсомолки не простили Кузнецовой следующего поведения при аварии: «Когда писала майору рапорт, хладнокровно и весело «подбирала» фразы для описания происшествия. Короче, слишком много улыбалась и ничуть не чувствовала угрызений совести».
Последний раз Ольга Голышева упоминается в дневнике комсорга полка 23 мая 1942 года Нина Ивакина отметила, что вместе с лётчицей Клавдией Михайловной Блиновой Голышева негативно отзывалась о командире полка Тамаре Казариновой: «Мы ненавидим командира, она трус». Причины такого отношения Ивакина не раскрывает.
Ольга Голышева погибла 16 августа 1942 года при выполнении учебного полёта. Произошедшую с ней аварию Нина Ивакина не комментирует — записи в её дневнике обрываются 21 июля 1942 года К сожалению, нет сведений об Ольге Андреевне и её гибели в сборнике материалов о 586-м полке «Девчонки, подружки, лётчицы», подготовленном выжившими однополчанками.
Первоначальное место захоронения Голышевой неизвестно. Ныне её прах покоится в братской могиле воинов-расковцев (была сформирована не раньше 1950-х годов) на Воскресенском кладбище Энгельса вместе с останками Валерии Хомяковой, Надежды Колмогорцевой, Лилии Тармосиной, Марии Виноградовой, Анны Малаховой, Григория Ковтуна, Иды Жуховицкой, Веры Кузенковой. И если обстоятельства гибели первых пяти перечисленных известны в достаточной мере, то для выяснения причин авиакатастроф других «воинов-расковцев» нужно обратиться к архивным документам женских авиаполков, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Как и в случае Ольги Андреевны Голышевой.