В 2022 году, после волны антироссийских санкций, перебоями в логистике и скачкообразным ценообразованием, эксперты отмечали, что для того, чтобы полностью уйти от импорта кормов для домашних животных, необходимо построить 10 крупных заводов по их производству. Ситуация в реальности такова, что российское производство — это только 10% от объёма потребления на внутреннем рынке, около 80% предприятий локализовано иностранными компаниями на территории РФ, сообщил «Московской газете» член Национальной Ассоциации Оптово-Распределительных Центров (НАОРЦ) Никита Решетников
К настоящему моменту, по словам эксперта, запустить такое количество собственных производств не удалось, тем не менее одновременно строятся порядка 10-12 небольших заводов, способных производить ежегодно до 10-15 тыс. тонн корма.
«Есть информация о строительстве нескольких даже более крупных предприятий. Видна динамика инвестиций и от небольших игроков, и от крупных банков в эту сферу, поскольку это достаточно существенный рынок. В России около 40-50 млн кошек и 20 млн собак. 55% людей владеют домашними животными, поэтому этот рынок никуда не денется, его нужно обслуживать. Спрос всегда рождает предложение», — отметил представитель НАОРЦ.
По словам Никиты Решетникова, сейчас предпринимаются попытки локализовать корма на 100% в России.
«Конечно, оборудование всё ещё в основном иностранного производства, но наши инженеры работают в этом направлении. Если темпы строительства заводов не снизятся, то в течение 3-4 лет мы полностью можем уйти от импорта продукции и стать независимыми в части производства кормов для домашних животных», — рассказал эксперт.
Однако в секторе производства лечебных кормов для животных, таких как холистик, ситуация сложнее. В России практически нет таких наработок, сообщил собеседник «Московской газеты». Кроме того, у нас существуют определённые барьеры по сертификации ввозимых лекарственных препаратов для животных, которые зарубежные компании пройти не могут (или не хотят) — здесь, по мнению Никиты Решетникова, двоякая ситуация.
«В то же время схемы параллельного импорта по-прежнему позволяют завозить несущественную часть этих медикаментов и кормов», — заметил представитель НАОРЦ.
На рынок выходит большое количество новых брендов, но они пока непопулярны, в том числе потому, что у них достаточно ограниченные рекламные бюджеты, добавил эксперт.
«Зачастую нет смысла проводить обширные рекламные кампании, если продукт ещё не представлен в большом количестве точек. А небольшая компания сразу не может попасть во все торговые центры, на все полки и конкурировать одновременно с крупными, действующими игроками. Поэтому им нужна раскачка. Вдобавок у потребителей к российским кормам существует определенный скепсис, именно поэтому они неактивно его приобретают, что тоже сказывается на развитии таких компаний. Потребительские привычки стабильны даже в части потребления кормов для животных. Если люди покупают один и тот же корм, то переключить их на что-то другое непросто. Животные привыкли есть корм определённой марки, и его смена может негативным образом повлиять на самочувствие и здоровье питомца», — подытожил представитель ассоциации.