Вы знали, что первый костюмированный бал прошел именно во Владимирском дворце, а не в Зимнем? И было это на 20 лет раньше, в январе 1883 года! Его инициатором являлась великая княгиня Мария Павловна, супруга великого князя Владимира Александровича.
Продолжаю рассказывать о великокняжеском Владимирском дворце в Петербурге.
Если точнее, то этот бал был организован великим князем Владимиром, но задумка была именно его жены, а Владимирский дворец стал первой «сценой» для красочного события.
В тот вечер на балу присутствовала почти вся Императорская семья. Как и в 1903 года в Зимнем дворце, где бал организовала супруга Николая II императрица Александра Федоровна, во Владимирском дворце все были одеты в исторические костюмы.
Отличился только император Александр III, который явился в обычном генеральском, конно-артиллерийском мундире. Но ему простительно, ведь он император, да к тому же, в отличии от своей жены, очень не любил балы и танцы.
Хотя, когда он был молод, у него проходили веселые балы. Вот из воспоминаний его брата великого князя Сергея Александровича (ему на момент написания этих строк было 20 лет):
Вечером очень веселый… у Саши как всегда, очень весело и плясали у-у-ух как!;
Котильон был бешеный! С ума сходили….Кружились, бесились без конца. Под конец бегали и в изнеможении падали на стулья, чтобы через несколько времени снова скакать по зале.
Я раз двадцать пропотел; платки были мокрые тряпки. Кончили после 4-х часов утра…
Но, чтобы не писал великий князь Сергей, его брат цесаревич Александр танцы не любил.
Дело в том, что он рано начал набирать вес и явно не был похож на стройного юношу, читала, что у него были даже комплексы по этому поводу (скорее всего юношеские).
Так вот, когда в 1866 году в Зимнем дворце давали балы, на которых «вводили в свет» датскую принцессу Дагмар, невесту самого Александра, то он отказывался с ней танцевать!
С.Д. Шереметев вспоминал:
Я был на одном бале и видел, как цесаревич стоял во время кадрили около своей невесты, но это продолжалось недолго.
Он решительно заявил, что танцевать не намерен, и слово это сдержал, к немалому смущению придворных и семьи. Вообще в роли жениха цесаревич, по-видимому, был невозможен.
Но, вернусь к костюмированному балу во Владимирском дворце.
Я не раз говорила, что великая княгиня Мария Павловна было очень честолюбивой дамой, честолюбивой и умной. Можно представить, что она в своих мыслях чувствовала себя первой дамой в тот вечер, но ведь первая всегда императрица, и императрица Мария Федоровна присутствовала там!
Великая княгиня была великолепна, впрочем, как всегда:
Великая княгиня Мария Павловна изволила быть в праздничном роскошном костюме русской боярыни то го же века.
На голове Ея Высочества был высокий кокошник (новгородского образца). Кокошник, шубка и ферязь из золотой парчи были унизаны разноцветными драгоценными камнями и жемчугом (периодическое издание «Всемирной иллюстрации»).
О том, что костюмы были великолепны, говорил и государственный секретарь Александр Половцев. После описания наряда императрицы, он подробно рассказал о своём костюме, жены и дочери.
И, как видим из его воспоминаний, Александр III уехал с бала сразу после ужина, оставив жену танцевать до утра. Муж не возражал, чтобы жена веселилась, если ей нравилось.
Праздник удается в высшей степени, обилие и разнообразие ярких цветов оживляет залу в противоположность скучному фраку.
На императрице верный исторический костюм, нарисованный кн. Григорием Гагариным. Богатство материи и камней чрезвычайное.
Жена моя — в русском костюме XI столетия, дочь — в татарском уборе, а я в костюме, изображенном на известной гравюре, изображающий портрет стольника Потемкина, ездившего послом в Англию.
Особенно выдаются костюмы Васильчикова, директора Эрмитажа и двух его дочерей…
Все великие князья разодеты в богатейшие костюмы и уборы, вообще мужчины одеты с большею, чем дамы, историческою верностью. Государь уезжает вскоре после ужина, но императрица продолжает танцы до 4 1/2 утра.
Всего на балу присутствовало 250 гостей, все знатные особы. Начался бал в 10 часов вечера.
К этому времени на парадной лестнице, ея площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющих связь с русской истрией: то были скифы, варяги, бермяты, стрельцы новгородские и московские и т. п. ("Всемирная иллюстрация").
И, конечно же, было угощение – перед танцевальной залой и в малой столовой было два буфета, гости голодными не были.
Сам бал проходил в Дубовой столовой дворца и только под русские песни. После бала все гости сфотографировались и сегодня, благодаря этим фото, мы видим, в каких они были костюмах.
Все костюмы были разработаны, используя материал архивов Императорской академии художеств. В отделке использовались драгоценные камни, золотые нити, меха соболя и горностая.
Императрица Мария Федоровна была в костюме русской царицы 17 века:
парчовой ферязи, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценностями; парчовой шубки с золотыми цветами, отороченной соболиным мехом и с разрезными рукавами.
На голове Ее Величества была надета серебряная шапка-венец, отороченная соболем и украшенная большими брильянтами, изумрудами и крупным жемчугом, который в несколько ниток ниспадал с шапки на оплечье.
Надо полагать, что и сам бал и сшитые костюмы его участников стоили невероятно дорого, но всё, что делала великая княгиня Мария Павловна, всегда было на высшем уровне. Ее немецкая организация, умение мыслить на шаг вперед сделали и тут свое дело.
О её самообладании, даже в сложных ситуациях в революционной России, вспоминала и сестра императора Николая II великая княжна Ольга.
Единственное, с чем не справилась Мария Павловна, были её сыновья – ни один из них не женился «достойно» по мнению их матушки.
После этого бала великая княгиня Мария Павловна решила перестроить дворец, видимо, после такого роскошного и многочисленного бала она нашла недостатки в организации своего дома.
Архитектор М.Е. Месмахер построил по желанию хозяйки галерею, ведущую к Танцевальному залу. В чем смысл этой перестройки? По этой галерее можно было попасть в парадные залы, минуя гостиные (те, которые находятся со стороны набережной).
От парадной лестницы сделали ответвление с амуром, дельфином, тритоном в сторону галереи.
После того костюмированного бала осталось напоминание - веер императрицы Марии Федоровны, на нем директор Императорского Эрмитажа И.А. Всеволожский нарисовал карикатурные изображения участников этого бала. Этот веер находится в коллекции Эрмитажа.
На веере узнаваемы гости того вечера - великие князя Алексей Александрович и Сергей Александрович, герцог Эдинбургского, К.П. Победоносцев. Нет карикатур только на хозяина и хозяйку бала, и естественно, императора с императрицей. Вот тот самый веер.
Автор: Всеволожский, Иван Александрович. 1835-1909.
Время создания: 1883 г.
Материал: черепаха, шелковый репс, гуашь. Техника: резьба, роспись. Размеры: длина 37,5 см.
Поступление: Поступил в 1946 г.; передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел).
.