Нередко в адрес националистов (чей национализм, разумеется, "позитивен" и конструктивен) и национализма как такового раздаётся несправедливая охулка. Мол, не могут христианин быть националистом, а национализм - проявлением подлинно христианских чувств. Ведь религия же отвергает национальную идентичность и для Бога нет "ни эллина, ни иудея, ни скифа". Так ли всё это?
Не совсем, а вернее совсем не так.
"Современные светские и церковные либералы и модернисты категорически отказываются от понятия «патриотизм» и воспринимают его только в негативном свете. Между тем это важный аспект мировоззрения русских православных людей." Доклад протоиерея Олега Стеняева в 2007 году.
И действительно. В основном, национализма, патриотизма, понятия "нации", чураются космополитично и либерально настроенные люди. А в международных масштабах - левые силы, которые восстают сегодня против естественных порядков, установленных свыше: семьи, плотского естества, национальных государств и, в том числе нации.
А что может быть вообще естественнее нации?
Ведь читаем в Библии: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 7). Мы видим, что сам Бог разделил человечество, вознамерившееся достигнуть небес, на разные национальности, очертив ту зону ответственности для нас всех, через которую мы учимся любить друг друга, соблюдать заповеди, достигать единства с Богом. Имеем ли мы право поднимать на это установление Божие, непреложный закон нашей земной действительности?
Да, действительно, для Бога на небе нет эллина, иудея, русского, татарина, француза, немца, американца. Но не для нас - нас, проживающих ещё свою земную жизнь. И здесь у нас, увы, не сообщество отдельно взятых личностей, а нации и государства. Эти естественные начала жизни и составляют наше христианское бытие - существование по заповедям в этом мире.
К примеру, заповедь любить всех. Всех - это как? Уважаемый космополит-либерал скажет, что всех в мире персонально, ведь для него не существует принципиально коллективных идентичностей ("Христос никогда не говорил про любовь к родине и нации, потому что настоящая любовь всегда персоналистична. Национализм же есть поздняя идеология, созданная для поддержания государственной машины"). Но, позвольте, можем ли мы отождествить любовь к родителям (кровному коллективу близких людей) с любовью к женщине, другу, случайному встречному, к врагу? Естественно, нет, но тем не менее это разные ситуативные формы исполнения заповеди "да любите друг друга".
Что плохого тогда любить, в том числе, свою нацию, Отечество, национальную историю? То есть, что плохого быть националистом? Человеком, желающим процветания своей нации и своему национальному государству, но не превращающего и то, и другое в объекты по сути сакрального почитания (чего нужно стараться всячески избегать), что уже является нехристианскими веяниями души.
К тому же, никогда в учении Церкви не было обличения национально-патриотических чувств человека. Вообще-то даже наоборот:
«Справедливость же требует, чтобы мы прежде всего любили Бога, затем отечество, далее родных и, наконец, всех людей.» (Cвятитель Амвросий Медиоланский)
«Исходя из той же предусмотрительной любви к отечеству , этот великий ваш первосвященник, единогласно избранный сенатом того времени, как наилучший из мужей, удержал сенат, когда тот хотел построить театральный партер, и своей строгой речью убедил не дозволять греческой роскоши проникать в мужественные нравы отечества и не сочувствовать чужеземной распущенности, которая привела бы к расслаблению и упадку доблести римской» (Блаженный Августин)
«Почитать матерь – дело святое. Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь – родина. Ее почтил ты, правда, блистательностью своей жизни во всех отношениях; но почтишь и еще, если теперь уважишь меня, вняв моей просьбе.» (Святитель Григорий Богослов)
И многое, многое другое.
Или вот ещё, Иоанн Кронштадтский - яркий пример христианина-националиста, радеющего о национальном благе, кое в спасении и соединении со Господом. Ведь спасаются не только отдельные личности, но и народы в целом: "Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. (Откр 21:24)."
Потому как раз напротив, для христианина - национализм есть вполне нормально чувство (если только внутренние националистические взгляды не препятствуют любви ко всем остальным людям, не переворачивают "добро" и "зло" местами, не вводят душу в жестокосердие и озлобление, нередко рессентиментарное), ибо высочайшей ценностью для него является любовь, не абстрактная "ко всему отдельно", но любовь к членам семьи, представителям своей нации, жителям своего государства, братьям и сёстрам во Христе, ко всему человечеству, в целом.