Найти в Дзене

История НБА. Джон Хавличек против Рика Бэрри. Часть 1. Хондо.

Леброн или Коби? Майкл или Леброн? Хаким или Дэвид?… Баскетбольные болельщики во все времена сравнивают звезд, чтобы определить, кто из них круче.

Нельзя любить баскетбол и не пытаться выстроить свою Пирамиду славы или нечто подобное, хотя в большинстве случаев это не имеет никакого смысла. Нет никакого резона сводить нос с носу центрового и атакующего защитника или игроков разных эпох, но когда болельщик пытается выявить лучшего игрока одного амплуа из баскетболистов одного поколения, то почему бы нет?

Займусь этим и я, сравнив двух звездных форвардов – Рика Бэрри и Джона Хавличека, чьи лучшие годы пришлись на вторую половину 60-х – первую половину 70-х.

Эти парни буквально напрашиваются на сравнение. Они не просто самые звездные белые легкие форварды того времени – оба являются главными претендентами на неофициальное звание "лучшего белого игрока" НБА до эпохи Ларри Берда (третий кандидат – защитник Джерри Вест). Ни тот, ни другой не были самыми ценными игроками сезона (как и Вест, кстати), но оба приводили свои команды к титулу в качестве главной звезды франчайза. Оба зарекомендовали себя в качестве бомбардиров, но не были индивидуалистами, игравшими в ущерб команде (у обоих практически одинаковые цифры в графе результативные передачи – около 5 за матч, но в лучшие их годы они пасовали еще чаще: у Бэрри – 6 передач в среднем, у Хавличека – 2 сезона по 7,5!).

Главное различие между ними в том, что путь Хавличека в НБА – пример идеальной баскетбольной карьеры, а биография Бэрри – наглядный образец того, как не следует поступать, если ты хочешь оставить свой яркий след в баскетболе. И то, что Бэрри все-таки удалось это сделать – лишь исключение, которое подтверждает правило.

Джон Хавличек

-2

Джон Хавличек по прозвищу Хондо (оно было позаимствовано у героя Джона Уэйна из фильма "Хондо" (1953) - белый символ легендарного "Бостона" 60-х (черный – это Билл Расселл), который вел за собой одноклубников почти все 70-е, гордо неся зеленое кельтское знамя. Начал Хондо практически в белой лиге в сезоне 1962/63 (хотя "Бостон" в то время уже изрядно почернел), а закончил в преимущественно черной.

Поскольку "Бостон" в 60-е брал титулы один за другим, то Хавличек к моменту ухода из НБА смог обзавестись 8 чемпионскими перстнями (6 из них он получил в 60-е). Билл Симмонс полагает, что бесконечные победы "кельтов" в то десятилетие были достигнуты потому, что его тезка Расселл знал некий Секрет игры, с которым он ни с кем делиться не захотел ("Секрет" – это ноу-хау Симмонса, которым он очень гордится).

-3

Я же вслед за Уилтом Чемберленом полагаю, что большая часть побед "Бостона" в те годы объясняется гораздо проще: Ред Ауэрбах собрал лучший состав в лиге и сумел создать из своих звезд Команду. Если кто и знал секрет непрерывных побед, то это именно Ауэрбах. В его распоряжении было несколько больших звезд: в начале 60-х Расселл, Кузи, Хейнсон и Сэм Джонс; в середине десятилетия – Расселл, Джонс и Хавличек. Когда у руля "Бостона" Ауэрбаха сменил играющий тренер Расселл, ведущими игроками клуба стали Хавличек, Сэм Джонс и Бейли Хауэлл.

Уместно сравнить карьеру Хондо с биографией Ларри Берда, который стал своеобразным наследником Хавличека.

Берд пришел в "Селтикс" и в первый же сезон стал вожаком, чье лидерство никем не подвергалось сомнению до конца 80-х. Хондо попал в "Бостон", когда в команде верховодил непререкаемый вождь Билл Расселл. Джон пришел в клуб, который до его прихода взял 4 титула подряд, поэтому нет ничего удивительного, что ему потребовалось несколько лет, чтобы стать одним из лидеров этой команды, и еще 2-3 года, чтобы утвердить себя в качестве звезды НБА и первого среди равных в "Бостоне". Лишь после сезона 1968/69, когда "Селтикс" покинули Расселл и Сэм Джонс, а Хауэлл резко сдал, Хавличек стал главной звездой своего клуба.

-4

"Бостону" Хавличека понадобилось 5 лет, чтобы завоевать свой первый титул (это случилось в 1974-м году, но могло произойти и годом ранее, когда "Селтикс" был очень силен, но Хондо повредил плечо бросковой руки в третьем матче серии с "Никс" и "кельты" уступили в финале Востока в 7 играх). В эти годы Джон полностью раскрыл свой немалый потенциал: он превратился в одного из лучших бомбардиров лиги (его рекорд – 28,9 очка в сезоне 1970/71 – 2-е место вслед за Абдул-Джаббаром) и топового разыгрывающего (он дважды входил в топ-5 ассистентов), продолжая оставаться элитным защищающимся игроком и одним из лучших в клатче.

В первой половине 70-х Хавличек - идеальный игрок без слабых мест. Несколько лет после прихода в НБА Хондо не очень здорово бросал с игры, но в 70-е его процент попаданий вырос до 45, что было приличным показателем для баскетболиста, который предпочитал атаковать кольцо со средней дистанции.

Несмотря на то, что в 1973 году центровой бостонцев Дэйв Коуэнс получил приз MVP, вожаком "кельтов" до середины десятилетия по-прежнему оставался Хавличек. Казус с MVP объясняется тем, что в те далекие годы было принято награждать этим призом исключительно центровых.

Хондо 11 раз включался в сборные всех звезд по итогам сезона и 8 раз в защитные сборные, участвовал в 13 играх "олл стар", провел на высоком уровне 12 чемпионатов, практически не пропуская игр (в 5 сезонах он играл от 40 до 45 минут за матч!), и за свою 16-летнюю карьеру Джон добился всего, о чем может мечтать баскетболист НБА (за исключением приза MVP и звания лучшего бомбардира).

К окончанию карьеры он вышел на третье место в истории НБА по набранным очкам (26 395) и на второе после Джерри Веста по очкам в плей-офф (3 776). В его последнем матче с "Баффало" (09.04.1978) зрители устроили ему нескончаемую овацию, словно советские функционеры на съезде ВКП (б) после выступления товарища Сталина (эту игру можно увидеть на Ютуб).

Тем ни менее, несмотря на блестящую карьеру и потрясающую статистику, Хавличека никогда не воспринимали как полноценную суперзвезду, вроде Уилта Чемберлена, Билла Расселла или Оскара Робертсона. И уж тем более он не смотрится равным тем мегазвездам, которые пришли в НБА позже - таким как Мэджик, Берд, Джордан или Леброн. Почему так?…

-5

Билл Симмонс, который высоко оценивает Хондо (в этом я с ним солидарен), полагает, что недооценка Хавличека произошла из-за того, что он белый. В своей "Книге баскетбола" известный журналист подробно обосновал свою точку зрения, но она мне не показалась убедительной.

Я думаю, что недооценка Хавличека произошла по другим причинам. Прежде всего, следует учитывать то время, когда он играл. В 60-70-е годы внимание публики притягивали, прежде всего, центровые, которые считались главными действующими лицами на баскетбольной площадке. Игроку небольшого роста нужно было буквально выпрыгнуть из штанов, чтобы заполучить самый почетный приз в НБА - MVP (самому ценному игроку). Да и это не всегда помогало: когда в сезоне 1961/1962 Оскар Робертсон (196 см) выдал линейку из 30,8 очка, 11,4 передач и 12,5 подбора – приз вручили Расселлу за его 208 сантиметров роста.

До сезона 1979/80 MVP регулярного чемпионата выбирали сами баскетболисты, которые словно сговорились за "коротышек" не голосовать. Они долго не замечали достижений Робертсона, в упор не видели Элджина Бэйлора, игнорировали достижения Джерри Веста, а в 70-е предпочли закрыть глаза на игру Хавличека, Арчибальда и Бэрри (он хотя и был повыше всех перечисленных, но не был центровым). В результате, если смотреть на НБА тех лет из 21 века кажется, что в лиге в 60-е годы играли Чемберлен да Расселл, которых позднее сменили Карим, Макаду и Коуэнс (кстати, такой же белокожий, как и Хавличек, что Билл Симмонс предпочел не заметить), а остальные игроки были пигмеями в прямом и переносном смысле.

-6

Разумеется, что когда один баскетболист получает 5 призов MVP, а другому дают только дырку от бублика, первый будет считаться более классным игроком, чем второй. Так люди воспринимают не только баскетбол. Любой маршал – более значительная фигура, чем генерал-майор, потому что его звезды на погонах гораздо больше. Вот и Хавличеку "выдали погоны" менее престижные, чем Чемберлену и Расселлу – и совершенно неважно, как он в реальности играл – таким же великим в глазах публики ему не стать. Ведь Уилт и Билл - баскетбольные маршалы, а он всего лишь генерал-майор.

Вполне вероятно, что на отношение к Хавличеку повлиял и его внешний вид. Этот атлет и железный человек выглядел так, словно был грубо вытесан из какого-то твердого материала, а его прическа наверняка была модной еще в те времена, когда Европой правили кельты. И это были не все его проблемы.

Тогдашние короткие спортивные трусы редко кого украшали на площадке, но на Хавличеке они смотрелись как нижнее белье. Возможно, к такому эффекту приводили его ноги, которые по здравому рассуждению показывать на людях не стоило бы вовсе, но, к сожалению, баскетболисты в то время не играли в лосинах (как сейчас), а до моды на длинные шорты оставалось еще лет 20.

-7

Мое отношение к баскетболистам определяется совсем не звездами на их "погонах" и не их внешним видом. То, что я видел в исполнении Хавличека на площадке (записей его игр не очень много, но они есть), а также его статистика свидетельствуют, что Хондо – полноценный небожитель, чье место на баскетбольном Олимпе рядом с Мэджиком, Бердом и Джорданом.

Особенно впечатляют цифры Хавличека в ряде постсезонов. Приведу небольшую подборочку из тех времен, когда Хондо стал первым парнем в "кельтской деревне":

  • 1968 г. – 26 очков, 8,6 подбора и 7,5 передач;
  • 1969 г. – 25,4 очка, 10 подборов и 5,6 передач;
  • 1972 г. – 27,4 очка, 8,4 подбора и 6,4 передач;
  • 1974 г. – 27 очков, 6 подборов и 6 передач.

Плей-офф 1968, 1969 и 1974 гг. завершились титулами "Бостона", а в 1972 году "кельты" уступили в финале Востока "Нью-Йорку".

Приведенные мной цифры Хавличека по основным статистическим показателям до боли напоминают аналогичные у Ларри Берда в его лучших постсезонах, когда он был королем лиги (1984-1986 гг.).

На Ютубе можно увидеть несколько знаковых моментов, связанных с Хавличеком.

В финале Востока-1965 в серии против "Филадельфии" Чемберлена в седьмом матче "кельты" лидировали 110:109, но за 5 секунд до конца Расселл потерял мяч. Весь сезон будущего чемпиона повис на волоске, но Хондо сумел перехватить мяч после передачи Грира, после чего бостонский стадион просто сошел с ума от счастья.

В шестой игре финала-1974 с "Милоуки" Хавличек не просто набрал 36 очков – он забивал в самые решающие моменты этой исторической встречи с двумя овертаймами.

В финальной серии-1976 с "Финиксом" при счете 2:2 за пять секунд до конца 2-го овертайма 5-й игры "кельты" уступали одно очко, но Джону хватило этого времени, чтобы забить мяч и вывести свою команду вперед, что позволило в дальнейшем выиграть и эту встречу, и титул.

ОКОНЧАНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: