Всем привет! Сегодня статья посвящена Троицкому храму с. Исупово Сусанинского района Костромской области. Я долго обходил стороной свой фотоматериал, и не хотел его публиковать. Причина - слабая информативность фото. В последние годы появилось много новых фотографий этого храма, например здесь:
НО, посмотрев еще раз свои фотографии, я понял, что в них есть своя уникальность. Дело в том, что сейчас храм, и территория вокруг него расчищены; я же был там в 2014 году, и все было по иному. Благодаря моим фотографиям, можно будет легко понять какой титанической труд был проведен неравнодушными людьми для сохранения этого храма. Итак вперед.
Первые упоминания о селе Исупове датируются первой половиной 17 века. В представленном ниже документе указано, что в "137 и 138 годах" (1629-1630) село как поместье было поделено на две семьи: Овцыны и Пушкины. Сам раздел состоялся в 1628 (136) году.
В первом абзаце есть описание храма: церковь Живоначальной Троицы, с приделами преп. Сергия и муч. Феодора Стратилата; отдельная зимняя (теплая) церковь Воскресения Христова с приделом Николая чудотворца...
Пару слов о владельцах села.
1. По данным Русского биографического словаря, "Пушкин Михаил Евстафьевич, воевода. В 1611 г. московский дворянин, был на земской службе в ополчении князя Дм. Тим. Трубецкого... В 1613 г. он подписался под грамотой об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1614 г. – воевода в Устюге... В 1620–1621 гг. – воевода в Чебоксарах. В 1645 г. человек его Ивашка Ушаков, в пьяном виде, донес на него в Стрелецком Приказе, будто бы он говорил ему с глазу на глаз про царя Алексея Михайловича, что он «на Московском государстве учинился не по их выбору». Когда допросили об этом П., оказалось, что он ни с кем ничего подобного не говорил, а Ивашка, протрезвившись, повинился, что он доносил спьяна; в 1638 г. П. жил в Москве, где у него был двор на Рождественской улице.
2. Савва Тимофеевич Овцын... Известно, что это древний дворянский род. Происходит, по преданию, от великих князей Муромских, родных братьев: князя Петра, князя Василия, да князя Петра со княгинею своею со Феврониею, оба святые. По поводу Саввы Тимофеевича информации крайне мало: известно только что он был воеводой в Самаре в1650—1651 годах.
Но вернемся к храмам. В другом источнике есть еще два упоминания. Первое носит более официальный статистический характер:
Второе упоминание гораздо более интересное: упоминается, что к 1720 году Троицкий храм был деревянный, и, он сгорел...
В 1731 году на месте сгоревшего храма разрешено строить новый, тоже деревянный, а построили - каменный!!!
Итак, к 1740 году, на месте сгоревшей деревянной Троицкой церкви был воздвигнут новый каменный храм. Сохранилась его фотография начала 20 века:
Ниже представлено статистическое описание храма за 1863 год:
Итак, в новом каменном храме три престола: в честь Святой Троицы, Рождества Пресвятой Богородицы и свт. Николая. Приход был достаточно большой - почти 1400 человек. В начале 20 века в приходе уже более 1600 чел., есть школа, общество трезвости:
Троицкий храм считается обычным для сельских костромских церквей того времени, в котором сочетается барокко с допетровским стилем. Здание храма имеет традиционную продольно-осевую композицию: центром храма является четверик кубической формы, с запада к которому примыкает более низкая трапезная и шатровая колокольня. К востоку примыкала круглая апсида алтаря.
Напомню сегодня территория храма и само храмовое здание расчищено от деревьев и кустарника и имеет такой вид:
Я с другом был в этом храме в 2014 году. Когда мы к нему подошли, перед нами предстал такой вид:
Заросло практически все!
Коротко пройдемся по фасадам храма. Центральная часть - четверик имеет два уровня света, перекрыт сводом, на котором стоят 5 луковичных глав на восьмигранных барабанах. Центральный барабан заложен, но когда-то был световым.
Трапезная часть значительно ниже и несколько шире четверика, имеет один ярус окон; фасады оформлены практически одинаково с первым ярусом четверика.
Восьмигранная колокольня имеет в своем основании четверик; далее глухой барабан, уровень звона, с арочными проемами; шатер с двумя рядами слухов (проемов). Главка колокольни утрачена. На колокольню тогда можно было подняться, что мы и сделали...
На "уровне звона". Шатер...
Арочные проемы достаточно узкие... Восточный проем, вид на центральную главку.
Вероятно внутри колокольни находился большой колокол, который был повешен еще во время строительства храм... Это моя догадка, но почему-то, два проема в советские годы были объединены:
Вид с колокольни на пятиглавие четверика и окрестности:
Обратите внимание на барабаны четверика еще раз:
и колокольню:
Да, они были обшиты металлом - это так называемый металлический зонт. Утрачен в конце 20 века. Видимо люди отрывали и сдавали на вторсырье(((.
Еще один вид с колокольни: на трапезную и западную стену четверика:
В четверике храма с северной и южной сторон были устроены входы. Вот как выглядел вход с северной стороны:
А что внутри? сразу скажу, что фотографии интерьеров плохого качества из-за нехватки света...
Первое что поражает, сохранившаяся рама пятиярусного иконостаса:
Как видим иконостас был покрашен в зеленый цвет (храм то Троицкий) с золотыми элементами...
Думаю вы заметили, что проходы в иконостасе ведут прямо на улицу. Дело в том, что алтарь был разобран в 1970-е годы.
В четверике фрагментарно сохранилась живопись сер. 19 века.... Южная стена.
Благодаря отсутствию кровли, в своде утрачены все росписи:
Сегодня определить сюжеты практически невозможно. Сохранность такая:
Если присмотреться, то внизу второго яруса росписи читаются имена Матфей и Марк. Т.о. в простенках между окнами второго яруса были помещены изображения евангелистов. Вероятно и в основу сюжетов было положено евангельское повествование...
Так например на северной стене в написании сюжетов упоминается слова "чаша" и "Каиафа" - т.о. здесь были помещены сюжеты Моления о чаше, арест Иисуса Христа или же суд у первосвященника Каиафы (сюжет слева):
Известно, что на втором ярусе росписей западной стены были помещены сюжеты "Тайной вечери" (по центру), "Омовение ног" (справа), "Вход Господень в Иерусалим" (слева).
В проеме Царских врат и врат изображена фигура Ангела? с Крестом:
Трапезная часть. Здесь не сохранилось ничего, более того своды постепенно обрушаются....
Сегодня о храм заботятся. Есть неравнодушные люди. ВКонтакте также зарегистрирована группа о храме:
Здесь Вы можете посмотреть подробную фотогалерею храма:
И еще. Исупово считается возможным местом гибели народного русского героя Ивана Сусанина.
Вот и все на сегодня. Спасибо за внимание! Ставьте лайки, пишите комментарии и до новых встреч!