Найти тему
Михаил PRO

ЦЕРКВИ 300 лет. ВНУТРИ СТОИТ ИКОНОСТАС в 5 ЯРУСОВ. Троицкий храм с. Исупово Сусанинского района Костромской области.

Всем привет! Сегодня статья посвящена Троицкому храму с. Исупово Сусанинского района Костромской области. Я долго обходил стороной свой фотоматериал, и не хотел его публиковать. Причина - слабая информативность фото. В последние годы появилось много новых фотографий этого храма, например здесь:

НО, посмотрев еще раз свои фотографии, я понял, что в них есть своя уникальность. Дело в том, что сейчас храм, и территория вокруг него расчищены; я же был там в 2014 году, и все было по иному. Благодаря моим фотографиям, можно будет легко понять какой титанической труд был проведен неравнодушными людьми для сохранения этого храма. Итак вперед.

Первые упоминания о селе Исупове датируются первой половиной 17 века. В представленном ниже документе указано, что в "137 и 138 годах" (1629-1630) село как поместье было поделено на две семьи: Овцыны и Пушкины. Сам раздел состоялся в 1628 (136) году.

В первом абзаце есть описание храма: церковь Живоначальной Троицы, с приделами преп. Сергия и муч. Феодора Стратилата; отдельная зимняя (теплая) церковь Воскресения Христова с приделом Николая чудотворца...

Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Вып. 5: Отдел третий для Костромской и Плесской десятин: дворцовые, вотчинные, помещичьи, патриаршии, митрополичьи и монастырские вотчины и поместные села и погосты, деревни и пустоши с их церквами и церковными землями по пожалованным грамотам, по писцовым, переписным, дозорным, отказным и другим документам XV — XVIII вв. Москва, 1912 С. 9-10
Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Вып. 5: Отдел третий для Костромской и Плесской десятин: дворцовые, вотчинные, помещичьи, патриаршии, митрополичьи и монастырские вотчины и поместные села и погосты, деревни и пустоши с их церквами и церковными землями по пожалованным грамотам, по писцовым, переписным, дозорным, отказным и другим документам XV — XVIII вв. Москва, 1912 С. 9-10

Пару слов о владельцах села.

1. По данным Русского биографического словаря, "Пушкин Михаил Евстафьевич, воевода. В 1611 г. московский дворянин, был на земской службе в ополчении князя Дм. Тим. Трубецкого... В 1613 г. он подписался под грамотой об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1614 г. – воевода в Устюге... В 1620–1621 гг. – воевода в Чебоксарах. В 1645 г. человек его Ивашка Ушаков, в пьяном виде, донес на него в Стрелецком Приказе, будто бы он говорил ему с глазу на глаз про царя Алексея Михайловича, что он «на Московском государстве учинился не по их выбору». Когда допросили об этом П., оказалось, что он ни с кем ничего подобного не говорил, а Ивашка, протрезвившись, повинился, что он доносил спьяна; в 1638 г. П. жил в Москве, где у него был двор на Рождественской улице.

2. Савва Тимофеевич Овцын... Известно, что это древний дворянский род. Происходит, по преданию, от великих князей Муромских, родных братьев: князя Петра, князя Василия, да князя Петра со княгинею своею со Феврониею, оба святые. По поводу Саввы Тимофеевича информации крайне мало: известно только что он был воеводой в Самаре в1650—1651 годах.

Но вернемся к храмам. В другом источнике есть еще два упоминания. Первое носит более официальный статистический характер:

-3

Второе упоминание гораздо более интересное: упоминается, что к 1720 году Троицкий храм был деревянный, и, он сгорел...

В 1731 году на месте сгоревшего храма разрешено строить новый, тоже деревянный, а построили - каменный!!!

	Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 3: Плесская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных земель1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1902. C/ 128-129
Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 3: Плесская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных земель1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1902. C/ 128-129

Итак, к 1740 году, на месте сгоревшей деревянной Троицкой церкви был воздвигнут новый каменный храм. Сохранилась его фотография начала 20 века:

-5

Ниже представлено статистическое описание храма за 1863 год:

-6

Итак, в новом каменном храме три престола: в честь Святой Троицы, Рождества Пресвятой Богородицы и свт. Николая. Приход был достаточно большой - почти 1400 человек. В начале 20 века в приходе уже более 1600 чел., есть школа, общество трезвости:

-7

Троицкий храм считается обычным для сельских костромских церквей того времени, в котором сочетается барокко с допетровским стилем. Здание храма имеет традиционную продольно-осевую композицию: центром храма является четверик кубической формы, с запада к которому примыкает более низкая трапезная и шатровая колокольня. К востоку примыкала круглая апсида алтаря.

-8

Напомню сегодня территория храма и само храмовое здание расчищено от деревьев и кустарника и имеет такой вид:

  Автор фотографии:  HARD 777 LINER (Flash rockin' man) . Снято: 9 сентября 2022 https://sobory.ru/photo/499096
Автор фотографии: HARD 777 LINER (Flash rockin' man) . Снято: 9 сентября 2022 https://sobory.ru/photo/499096

Я с другом был в этом храме в 2014 году. Когда мы к нему подошли, перед нами предстал такой вид:

-10

Заросло практически все!

Коротко пройдемся по фасадам храма. Центральная часть - четверик имеет два уровня света, перекрыт сводом, на котором стоят 5 луковичных глав на восьмигранных барабанах. Центральный барабан заложен, но когда-то был световым.

Трапезная часть значительно ниже и несколько шире четверика, имеет один ярус окон; фасады оформлены практически одинаково с первым ярусом четверика.

Восьмигранная колокольня имеет в своем основании четверик; далее глухой барабан, уровень звона, с арочными проемами; шатер с двумя рядами слухов (проемов). Главка колокольни утрачена. На колокольню тогда можно было подняться, что мы и сделали...

На "уровне звона". Шатер...

-11

Арочные проемы достаточно узкие... Восточный проем, вид на центральную главку.

-12

Вероятно внутри колокольни находился большой колокол, который был повешен еще во время строительства храм... Это моя догадка, но почему-то, два проема в советские годы были объединены:

-13

Вид с колокольни на пятиглавие четверика и окрестности:

-14
-15
-16
-17

Обратите внимание на барабаны четверика еще раз:

-18

и колокольню:

-19

Да, они были обшиты металлом - это так называемый металлический зонт. Утрачен в конце 20 века. Видимо люди отрывали и сдавали на вторсырье(((.

Еще один вид с колокольни: на трапезную и западную стену четверика:

-20

В четверике храма с северной и южной сторон были устроены входы. Вот как выглядел вход с северной стороны:

-21

А что внутри? сразу скажу, что фотографии интерьеров плохого качества из-за нехватки света...

Первое что поражает, сохранившаяся рама пятиярусного иконостаса:

-22
-23

Как видим иконостас был покрашен в зеленый цвет (храм то Троицкий) с золотыми элементами...

Думаю вы заметили, что проходы в иконостасе ведут прямо на улицу. Дело в том, что алтарь был разобран в 1970-е годы.

В четверике фрагментарно сохранилась живопись сер. 19 века.... Южная стена.

Благодаря отсутствию кровли, в своде утрачены все росписи:

-25

Сегодня определить сюжеты практически невозможно. Сохранность такая:

-26
-27

Если присмотреться, то внизу второго яруса росписи читаются имена Матфей и Марк. Т.о. в простенках между окнами второго яруса были помещены изображения евангелистов. Вероятно и в основу сюжетов было положено евангельское повествование...

Так например на северной стене в написании сюжетов упоминается слова "чаша" и "Каиафа" - т.о. здесь были помещены сюжеты Моления о чаше, арест Иисуса Христа или же суд у первосвященника Каиафы (сюжет слева):

-28

Известно, что на втором ярусе росписей западной стены были помещены сюжеты "Тайной вечери" (по центру), "Омовение ног" (справа), "Вход Господень в Иерусалим" (слева).

-29

В проеме Царских врат и врат изображена фигура Ангела? с Крестом:

-30

Трапезная часть. Здесь не сохранилось ничего, более того своды постепенно обрушаются....

-31
-32
-33
-34

Сегодня о храм заботятся. Есть неравнодушные люди. ВКонтакте также зарегистрирована группа о храме:

ВКонтакте | ВКонтакте

Здесь Вы можете посмотреть подробную фотогалерею храма:

Исупово, Церковь Троицы Живоначальной

И еще. Исупово считается возможным местом гибели народного русского героя Ивана Сусанина.

Место гибели Ивана Сусанина – Версия смерти Сусанина в Исупове – Версия подвига Сусанина

Вот и все на сегодня. Спасибо за внимание! Ставьте лайки, пишите комментарии и до новых встреч!