17,8K подписчиков

История жизни Эдуарда I Плантагенета. Часть 5-я. Градостроитель и стяжатель славы короля Артура

172 прочитали
Продолжение.

Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ

Эдуард I, неплохо знавший историю великих мировых держав, а также хорошо разбиравшийся в людской психологии и свойствах человеческой памяти, понимал, что окончательное подчинение Уэльса верховной власти английской короны требовалось скрепить каким-нибудь ярким и запоминающимся действом, имеющим сакральное значение.

Подобным действом стала торжественная церемония перезахоронения останков легендарного короля Артура и его супруги Гвиневры, чьи могилы, согласно преданию, находились на территории Гластонберийского аббатства (графство Сомерсет, расположенное на юго-западе Англии). Во второй половине апреля 1278 года после празднования Святой Пасхи обе могилы по распоряжению Эдуарда были разрыты, а покоящиеся в них останки извлечены.

Монах Адам Дамеремский, бывший непосредственным очевидцем тех событий, оставил письменные воспоминания о том, как происходила достопамятная эксгумация останков легендарного правителя: «Владыка король со всем двором был в монастыре, а вечером приказал открыть могилу славного короля Артура. Там в двух гробах, украшенных изображениями и гербами, были найдены кости короля удивительной толщины и королевы Гвиневеры удивительной красоты, лежавшие раздельно.

Венец на изображении королевы был надет на нее, в то время как венец короля упал и видны были отсеченное левое ухо и раны, от которых он умер. На следующее утро, а именно в среду, господин король взял кости короля, а королева – кости королевы. Они завернули их в богатую ткань, уложили в их гробы, привесили свои печати и приказали немедленно перезахоронить их перед главным алтарем, оставив головы для всеобщего обозрения из-за почитания народного…»[1].

Король Артур и королева Гвиневра в представлении современных художников
Король Артур и королева Гвиневра в представлении современных художников
Продолжение.-3

В прошлых публикациях уже говорилось о том, что Эдуард с ранних лет был впечатлён, восхищён и увлечён историей жизнеописания легендарного короля Артура, который в памяти и валлийцев, и англичан остался как «последний император Британии». Под термином Британия в эпоху правления Эдуарда подразумевалась держава, некогда охватывавшая в период Раннего Средневековья почти всю территорию Туманного Альбиона, и считавшаяся наследницей государственных и военных традиций самой Римской империи.

Как верно заметил Питер Акройд – британский писатель, автор семитомного труда по истории Англии, претендуя на роль преемника и продолжателя славных ратных подвигов мифического короля Артура, дальновидный Эдуард завуалировано выдвигал претензии на верховную власть над всем Британским островом, который помимо Англии включал Уэльс и Шотландию[2]. Создание своей «империи» на основе Английского королевства Эдуард начал именно с полного и окончательного покорения Уэльса.

Распространить верховную королевскую власть на провинции Уэльса, ещё не означало окончательного подчинения правителям Англии дерзких, своенравных, свободолюбивых, привыкших к самобытной вольности валлийцев. Эдуард I это отлично понимал, а потому безотлагательно приступил к реализации глобального по масштабам эпохи Высокого Средневековья проекта, направленного на скорейшее освоение валлийских земель и окончательное их закрепление в составе Английского королевства на правах вассальной провинции.

Эдуард, переосмыслил богатый опыт нормандских завоевателей и крестоносцев с позиции державного властителя, стремящегося к максимальному расширению своих владений и геополитических сфер влияния. Он принял смелое, неординарное и экономически затратное решение, оказавшееся в итоге верным и эффективным способом добиться в короткие сроки поставленных задач.

Эдуард I Плантагенет
Эдуард I Плантагенет

Эдуард затеял грандиозное строительство замков, как вдоль извечно неспокойных границ Уэльса, так и в наиболее стратегически важных районах непосредственно валлийских территорий. Относительно мотивации, побудившей английского государя развернуть невиданное прежде каменное строительство цитаделей, крепостей и замков, Вадим Георгиевич Устинов – отечественный историк, специалист по истории Средневековой Англии высказывает следующие соображения:

«Ему казалось, что таким образом он сможет навсегда усмирить вечно бунтующих валлийцев – ведь каждый раз, подняв глаза к горизонту, они будут видеть могучую твердыню, которая недвусмысленно напомнит им о их зависимом статусе и бессмысленности сопротивления власти Англии. Каждый английский король, за исключением Ричарда I Львиное Сердце, вторгался в Уэльс и каждый, в конце концов, уходил ни с чем, предоставляя валлийцев их собственной судьбе и оставляя в неизменности потенциальную угрозу своим границам. Эдуард I был настроен решительно и намеревался покончить с этой печальной традицией»[3].

Глядя на карту, представленную ниже, можно смело сделать вывод о том, что Эдуард вёл крепостную застройку по чёткому и заранее разработанному плану. Прежде всего, раз и навсегда король решил избавить свои западные графства от валлийских набегов и вторжений. С этой целью вдоль всей англо-уэльской границы был возведён двойной пояс замков и крепостей, протянувшийся от устья реки Ди до северного берега Бристольского залива.

Первая линия цитаделей и каменных фортов, позже разросшихся до городов, находилась непосредственно в землях Уэльса в 40-50 км от границы. Вторую линию составляли замки, находившиеся практически вблизи самой границы. Непосредственно во владениях Лливелина ап Грифида были возведены семь замков, которые железными тисками опоясали восточные и западные границы Гвинеда. Под плотный и неустанный контроль Эдуард взял практически и всё валлийское побережье – особенно южное, юго-западное и северо-западное, организовав строительство не просто каменных цитаделей, а портов со всей необходимой инфраструктурой.

Английские замки и крепости, построенные в Уэльсе в последней четверти XIII – второй половине XIV вв.
Английские замки и крепости, построенные в Уэльсе в последней четверти XIII – второй половине XIV вв.

Напротив, в глухих и труднодоступных дебрях центральной части Уэльса строительство крепостей при Эдуарде не велось. Зачем тратить деньги и прилагать массу усилий для основания крепости в глухомани, где нет дорог и вообще практически никаких признаков цивилизации? К чему контроль над непролазными дебрями, и как оказать своевременную помощь замку в случае его осады местными горцами?

Главным инженером-строителем валлийских замков Эдуард назначил самого известного и авторитетного специалиста по фортификации и архитектуре своей эпохи – Жака де Сен-Жоржа[4]. Этот уроженец Савойского графства на пике своей карьеры считался лучшим зодчим и мастером-каменщиком во всей Европе. Английский монарх познакомился с ним во время возвращения из Девятого крестового похода.

С апреля 1278 по весну 1295 гг. Жак де Сен-Жорж занимался проектированием и курированием строительства крепостей в Уэльсе. Он составил проекты, а также принимал самое активное участие в возведении наиболее мощных и известных валлийских замков, таких как Конуи, Харлех, Карнарвон, Джеймс, Бомарис, Англси, Флинт, Ридлан (Рудлан), Билт и Аберистуит. Воздавая должное заслугам савойского градостроителя, Эдуард I пожаловал Жака де Сен-Жоржа должностями главного королевского мастера-строителя Уэльса и констебля замка Джеймс.

Для сооружения монументальных замков требовалось большое количество строителей, как мастеров-специалистов, так и чернорабочих. Например, над возведением Ридлана ежегодно трудились 2955 человек – 1845 землекопов, 790 плотников и 320 каменщиков. Чтобы полностью завершить строительство замка средней величины требовалось несколько лет (с перерывами в холодное и зимнее время года).

Валлийские гиганты-долгострои требовали не только привлечения тысяч рабочих рук и постоянного совершенствования логистики, но также колоссальных финансовых затрат. Так, каменщики получали три шиллинга в неделю, плотник – шиллинг, землекоп – 10 пенсов, а чернорабочие (водоносы, штукатуры, обжигатели извести) – 7 пенсов. Таким образом, условная бригада из шести специалистов разной квалификации еженедельно получала примерно четыре шиллинга (1/5 фунта).

Жак де Сен-Жорж (Джеймс из Сент-Джорджа)
Жак де Сен-Жорж (Джеймс из Сент-Джорджа)

Если приблизительно посчитать, во сколько казне обходилась недельная оплата услуг рабочих, строивших замок Ридлан, то получается сумма порядка 590 фунтов стерлингов. Чтобы полностью оценить масштаб ежегодных затрат на возведение одного объекта, следует полученное число умножить на 30 (среднее количество рабочих недель в году).

Примерные ежегодные расходы только на зарплату рабочих одного строящегося замка составляли по грубым арифметическим подсчётам 17 700 фунтов. При этом необходимо помнить, что одновременно на территории Уэльса и близ границ с ним велось строительство полутора десятков замков, фортов и крепостей.

Подробности о том, какие архитектурные, фортификационные и строительные технологии применялись при возведении валлийских твердынь, сообщает британский историк Роберт Иглз: «Технологию строительства крепостей англичане переняли в Святой Земле, где крестоносцам приходилось выдерживать многодневные осады мусульман. Многие из этих мрачных громад и по сей день довлеют над валлийскими лесами.

Стены замка Карнарвон, выложенные константинопольской кладкой, венчают полигональные башни с имперскими орлами на верхушке. Эти изваяния символизировали страсть английского монарха к завоеваниям. Предполагалось, что самым значительным из замков Эдуарда I с архитектурной точки зрения станет Бомарис на острове Англси, чья конструкция состоит из нелинейно расположенных взаимозамкнутых концентрических кругов»[5].

Замок Конви (Конуи)
Замок Конви (Конуи)
Продолжение.-8
Продолжение.-9

Приведённый выше комментарий логично и вполне уместно дополнить выдержкой из произведения другого британского автора – Кристофера Дениэла, перу которого принадлежит фундаментальный труд по истории Англии: «Наиболее ощутимым и наглядным результатом внешней политики Эдуарда является цепочка великолепным замков, выстроенных вдоль побережья Уэльса. Даже сейчас они служат напоминанием о твёрдости и незыблемости английского правления.

Такие шедевры, как Карнарвон, Харлех, Бомарис относят к поре расцвета замков. Все они построены по единому принципу – в центре открытое пространство, отгороженное стенами. В замке Радлан был устроен пруд, трибуны для скачек на шесть тысяч зрителей. В стены встраивалось некоторое количество башен, откуда можно было обстреливать нападавшего неприятеля»[6].

Жемчужинами крепостного градостроительства, развёрнутого на территории Уэльса, можно считать два мощнейших замка – Конуи (Конви) и Карнарвон. Цитадель Конви после завершения всех фортификационных работ по праву считалась самой мощной твердыней Северной Европы в эпоху Высокого Средневековья. Её стены имели толщину в 4,5 метра, а высота восьми сторожевых башен составляла 22 метра. Общая протяженность крепостных стен, образующих прямоугольник, превышала 1280 метров.

Замок Карнарвон стал одной из самых любимых валлийских резиденций Эдуарда I. Эта твердыня специально строилась по общему проекту Константинополя. Характерными оборонительными особенностями Карнарвонского замка стали двойные внешние крепостные стены, смыкавшиеся под острым углом, а также восьмиугольные башни, выложенные из разноцветных камней.

Замок Карнарвон
Замок Карнарвон
Продолжение.-11
Продолжение.-12

Карнарвон возводился на месте бывшего римского форта Сегонций. Согласно местным преданиям, эти античные укрепления возвели римляне при непосредственном присутствии императора Магна Максима, правившего Западной Римской империей в 383-385 гг. Его валлийцы называли Максен Вледиг и почитали родоначальником своих нынешних правителей.

Во время рытья фундамента землекопы обнаружили старинный крест и останки человеческого скелета. Местные жители утверждали, что это кости самого Магна Максима, а английские хронисты позже «идентифицировали» находку как прах другого римского императора Констанция I Хлора, который за время своего правления дважды побывал в Британии – в 295 и 305 гг. И валлийцы, и английские летописцы ошибались: узурпатор Магн Максим был убит в Италии, а Констанций Хлор действительно скончался в Йорке, но тело его перевезли через Ла-Манш и погребли в Августе Треворуме (современный германский город Трир).

Завершая тему валлийского градостроительства, следует добавить, что одновременно с возведением замков Эдуард I отдал распоряжение о строительстве в уэльских землях торговых городов. Первоначально они представляли собой усовершенствованные французские бастиды – укрепленные поселения, окруженные высоким земляным валом с установленными на нём сторожевыми башнями.

Благодаря личному участию в проектировании этих городов, характерной отличительной особенностью их планировки стали прямые улицы, расходящиеся от центра – замка или цитадели, подобно солнечным лучам. Длительное время главным, предназначением этих городов было снабжение замка провизией, сельскохозяйственной продукцией, строительными материалами, а также прочими бытовыми и повседневными товарами первой необходимости.

Первыми жителями этих городов стали английские переселенцы, которых привлекали во враждебные валлийские земли льготными земельными пожалованиями и особыми привилегиями. Данные поселения управлялись на основе специальных королевских хартий, документально закреплявших расширенные права и свободы местных жителей. Для развития ремесла и торговли на обживаемых уэльских территориях Эдуард на длительный срок освободил местных купцов и мастеров от уплаты пошлин и налогов.

Замок Бомарис (Бомари)
Замок Бомарис (Бомари)
Продолжение.-14
Продолжение.-15

[1] - Adami de Domerham. Historia de rebus gestis Glastoniensibus. Vol. II. – Oxford, 1727. P. 588-589.

[2] - Акройд П. История Англии. Основание: От самых начал до эпохи Тюдоров / Пер. с англ. В. В. Краснянской. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. С. 294.

[3] - Устинов В. Г. Эдуард I. «ВЕБКНИГА», 2021. – (Жизнь замечательных людей (Молодая гвардия)). С. 102.

[4] - в английской историографии он известен под именем Джеймс из Сент-Джорджа, а в ряде итальянских источников он упоминается как Джакобо де Санто-Джорджио.

[5] - Иглз Р. История Англии [пер. с англ. Г. В. Горевцова]. – М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 74.

[6] - Дениэл К. Англия. История страны [пер. с англ.]. – М.: ЭКСМО; СПб: Мидгард, 2007. С. 122.

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ«История жизни Эдуарда I Плантагенета» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:

Часть 1-я. Принц, подающий надежды

Часть 2-я. Становление полководца

Часть 3-я. Король-крестоносец

Часть 4-я. Покоритель Уэльса

Часть 5-я. Градостроитель и стяжатель славы короля Артура

Часть 6-я. Окончательное решение «валлийского вопроса»

Часть 7-я. Монарх-преобразователь и просто человек

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)

Продолжение.-16