В ее странной, загадочной жизни было пять неудачных браков, бурные романы, богатство, нищета. Ей часто бывало страшно, но еще чаще - одиноко. Могущественная кремлевская принцесса потеряла любовь своего отца. Отец хотел посадить единственную дочь. Она сумела обмануть спецслужбы СССР и сбежать на Запад.
В холодном феврале 1926 года Сталин признался кремлевским соратникам, что ни разу в жизни не был так счастлив. Когда девочку привезли из роддома, он плакал от радости и весь день пил Хванчкару.
Ни до, ни после этого зимнего дня таким вождя больше не видел никто. Сталину только-только исполнилось 46. У него уже было два сына. Старший - 16-летний Яков. От первого брака с Екатериной Сванидзе. Младший - Василий. Когда родилась Светлана, ему было всего пять. Это дети Сталина и его второй жены Надежды Аллилуевой.
Когда Светлане исполнилось пять лет, отец взял ее на первомайский парад. Вместе с военными по Красной площади маршировали мальчики и девочки в красных галстуках. Светлане особенно понравилась звонкая речевка пионеров: “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство”. Несчастливого детства она даже представить себе не могла.
-До шести-семи лет, когда мама была жива, наша жизнь была организована ею. И это была замечательная жизнь. Было много интересного: уроки дома. Учителя учили нас читать по-русски, по-немецки, лепить из пластилина, рисовать, собирать гербарии. Это было чудесное время.
Светлана Аллилуева.
Это время начала тридцатых. Советский народ рекордно быстро строил заводы, города, электростанции. О страшном голоде поволжских, сибирских, украинских деревень, бедности, массовых расстрелах “врагов народа” хроника умалчивала.
По выходным на даче Сталина в подмосковном Зубалово собиралась большая родня Аллилуевых. Надежда с детьми, ее мама, Ольга Евгеньевна, братья, сестры, племянники.
Соседей по Кремлю звали на дачу редко. Но еще реже там появлялся Яков Джугашвили со своей дочерью Галей. Старшего сына Сталин не любил с детства, но внучку иногда баловал. На даче было весело. Играли в шарады, танцевали под патефон, устраивали карнавалы.
Но когда приезжал Сталин, старались не шуметь. Хозяин неторопливо гулял по огромному участку, с хрустом подрезая торчащие ветви деревьев, кусты, траву. Его страшно раздражало, если что-нибудь росло неаккуратно. Потом обедали всей компанией на лужайке.
Сталин не любил, когда дети за столом разговаривали. Исключение делалось только для любимицы Светланы. После обеда хозяин пил чай, наспех разговаривал с родней и обязательно брал на руки Светлану.
Он приезжал в Зубалово не для посиделок с Аллилуевыми. Он приезжал к обожаемой дочери.
Мог гулять, играть, разговаривать с ней бесконечно.
Надежда Аллилуева была с дочерью сдержанна. Ей казалось, что Сталин и так балует девочку.
В начале тридцатых Надежда часто была грустна, подавлена. Шли первые процессы над “врагами народов”. Ее сокурсников по Промакадемии забирали прямо из учебных аудиторий. В ответ на попытки узнать у мужа, что происходит, Сталин ругался матом.
9 ноября 1932 года, после празднования годовщины революции, где Сталин повел себя с ней по-хамски, ее нашли мертвой.
-То, что ее не устраивало, она выразила в предсмертном письме. Письмо было ужасным, обвинительным, и его тотчас уничтожили. Мама никогда не страшилась отца, она с ним спорила. Прочтя такое письмо, отец мог подумать, что она ушла как враг.
Светлана Аллилуева.
Светлане и Василию объяснили, что их мама умерла от аппендицита.
В школу Светлана пошла через год после самоубийства матери в 1933 году. Здесь же учились почти все дети Кремля. Сыновья и дочери партийных вождей: Микояна, Молотова, Кагановича, Ворошилова, Берии. Их привозили к началу занятий на машинах с охраной.
Время от времени сын какого-нибудь маршала или наркома вдруг исчезал из школьных коридоров. И оставшиеся понимали, что разоблачены очередные “враги народа”.
-В школе она была очень скромная. Очень просто одевалась. Все знали, чья она дочь, но она никогда этим не пользовалась. По сравнению, например, с дочерью Молотова, за которой всегда ходил охранник и носил ее сумку, Светлана никогда так себя не вела.
Рэм Меркулов. Одноклассник Светланы.
Детская влюбленность Светланы - это Серго Берия. “Хороший мальчик”, - говорил дочери Сталин о сыне Лаврентия Берия. И, прищурясь, добавлял: “Может, породнимся”.
В Серго Берия Светлана влюбилась, когда ей исполнилось 14 лет. Сам Серго впервые заговорил об их отношениях лишь на склоне лет. В своих воспоминаниях Светлана ни слова дурного не сказала о Серго. А его отца она всегда будет вспоминать с ненавистью.
Твердое убеждение в том, что миллионы казнил и сажал не Сталин, а Берия, Светлана пронесет через всю свою жизнь. Любые доводы против этого она отвергала упрямо и коротко: “Мне так легче”.
Только один раз в жизни Светлана попыталась помочь сыну репрессированных. Человек с необычным именем Джонрид, которого назвали так в честь книги “Десять дней, которые потрясли мир”, появится и позже в ее жизни. А тогда, в 1943 году, это был подросток с печальными глазами: Джонрид Сванидзе.
-Он встретил меня в школе и принес письмо, чтобы я передала отцу. Письмо было о его родителях. Конечно, безусловно. Но всякие вмешательства всегда оборачивались хуже. Это привело к тому, что и этого мальчика арестовали. До того он жил с няней, а тут его арестовали и отправили в специальные лагеря для детей репрессированных.
Дочери Сталин сказал: -Не носи мне эти письма. Ты что? Почтальон, что ли?
Но все равно Сталин прощал дочери эти письма и мелкие капризы. Он обожал дочь, иногда даже в ущерб ей самой. У нее были больные почки. Светлане нельзя было есть мясо, но если она просила, отец ей всегда давал это мясо. Хотя потом ей было плохо. Просто Светлана умела находить к нему подход так, что он делал вещи, которые нельзя было делать.
Светлане разрешались вольности, которые в прежние годы абсолютно исключались для ее матери. Например, покупка дамских украшений. Сталин никогда не знал, что сколько стоит в его стране. Поэтому выдача Светлане денежных сумм было делом своеобразным.
-Он помнил дореволюционные деньги, когда все стоило очень дешево. Во всяком случае, когда он давал мне 2000 рублей, он считал, что это миллион. 2000 рублей быстро уходили. На них я покупала себе серьги или кольцо.
Светлана Аллилуева.
За тяжелыми событиями первых военных лет он порой не видел дочь месяцами. И тосковал по ней. Уже погиб в немецком концлагере старший сын Яков.
Василий в 22 года получил звание полковника и командовал авиадивизией. Сталин презирал сына за пьянство, за беспутную жизнь и ставил ему в пример скромную отличницу Светлану.
К 17 годам Светлана уже привыкла к тому, что в этой жизни для нее невозможного мало.
Отец был доволен дочерью до того момента, пока у Светланы не случился роман с Каплером. Тут он понял, что дочь выросла.
Для Светланы это была любовь с первого взгляда. Кинодраматург Алексей Каплер слыл баловнем судьбы. Еще до войны за сценарий фильма “Ленин в Октябре” его наградили Орденом и Сталинской премией. Слава, деньги, поклонницы, покровительство Кремля.
И вдруг у сорокалетнего кинодраматурга начинается бурный роман с 17-летней дочерью хозяина страны. Очень скоро об этом доложили Сталину.
-Когда отец узнал об этом, он совершенно изменился ко мне. Он даже не мог поцеловать меня, как раньше.
По велению вождя Каплера наказали. В приговоре было сказано: "Обвиняется в связях с иностранцами". Его лишили всех наград и отправили на пять лет в лагерь. Впервые за свою 17-летнюю жизнь Светлана испугалась по-настоящему. Сталин пообещал, что при малейшей попытке заступиться за Каплера он посадит ее.
Вместо любящего отца Светлана увидела жестокого человека, против воли которого не смел идти никто. Раз и навсегда в ней поселились страх и подозрительность.
После истории с Каплером Сталин разговаривал с дочерью редко и равнодушно.
Летом 1943 года Светлана вновь увидела отца разъяренным. После школы она подала документы на филологический факультет МГУ.
Он даже не понял.
-Что такое филологический?
-Это литература. яЯзыки.
-Ааа. Литература, писатели, богема. Вот куда ты хочешь.
-Нет, это не богема. Это серьезно.
-Иди и переподай. На исторический.
Хоть мне и было стыдно, я пошла и переподала документы.
Меня спросили: - А почему Вы это делаете?
-Мой отец так хочет.
Друзья из кремлевского детства не узнавали Светлану. Дружелюбная, веселая девушка вдруг превратилась в девушку с грустным взглядом. Она не любила шумные компании, большие сборища, не любила принимать гостей, хотя к ней многие стремились. Не любила острые стихи, поэтому не любила Маяковского. Она любила покой.
Далее последовало два скоропалительных брака. Одно за другим.
В 1944 году Светлана познакомилась с Григорием Морозовым, студентом Института международных отношений. Свадьбы не было. Молодые просто расписались в ЗАГСе.
-Я вышла замуж за человека, которого не любила. Просто я хотела куда-нибудь скрыться.
Через год у них родился сын. Мальчика в честь деда назвали Иосифом. Через три года развод и почти сразу новая свадьба.
Второй муж Светланы - сын Члена Политбюро Андрея Жданова.
Юрий был человеком из кремлевского круга. Они прожили три года и развелись в 1951 году. Почти сразу после рождения дочери Екатерины.
Смерть отца Светлана пережила мучительно. Забылись все обиды.
Мартовской ночью 53-го она написала в своем дневнике: “Замок из слоновой кости рухнул. Я одинока и беззащитна”.
Случился самый тяжелый перелом в ее жизни. Кремлевской принцессы больше не было.
В 1955 году Светлана окончила аспирантуру и была принята в Институт мировой литературы имени Горького на скромную должность младшего научного сотрудника.
Через год, накануне открытия XX съезда партии, ее пригласил к себе домой Анастас Иванович Микоян. После смерти Сталина он поддержал нового хозяина страны - Хрущева и считался вторым человеком в государстве. Микоян тут же в кабинете попросил Светлану прочитать многостраничный документ. Это был доклад Хрущева о разоблачении культа личности Сталина.
-В библиотеке дома Микояна я сидела и два часа читала. Как они сказали: Чтобы у Вас не было шока. А то придете на партийное собрание, а там это читают.
Они дали мне это прочитать и для того, чтобы посмотреть, какая у меня будет реакция. После прочтения я спустилась к Микояну в столовую и сказала: -К сожалению, все это очень похоже на правду.
После XX съезда КПСС на институтском партсобрании Светлана вместе с другими товарищами проголосовала в поддержку разоблачения культа личности своего отца. Немного позже она сменила фамилию.
Тогда же, в 56-м, неожиданно объявился мальчишка из ее школьного детства, которого она перед войной так неудачно спасала от тюрьмы. Джонрид Сванидзе только-только вернулся из казахстанских лагерей. Через месяц после случайной встречи на концерте в консерватории они поженились. Брак продержался меньше двух лет. Сванидзе позже говорил: -Ужиться дочери тирана с одной из его жертв, похоже, не дано.
К тридцати годам Светлана характером все больше напоминала отца. Жесткая, властная, самолюбивая. Ни былой застенчивости, ни наивности. Она вполне могла бы стать политиком, если бы ей позволили.
Работа рядового научного сотрудника. Безденежье, неудачные попытки опубликовать собственные стихи и прозу. Светлана годами писала их “в стол”. Бывшие приятели, которые роились вокруг нее, быстро о ней забыли. Жить изгоем было тоскливо, холодно, одиноко.
Но в 1963 году она написала в дневнике: “Кажется, я получила последний шанс на счастье”.
В жизни Светланы появился Браджет Сингх. Ей исполнилось 37. Сингх был старше на 26 лет.
Выпускник Лондонского университета и наследник богатого и древнего рода индийских раджей, он еще в юности отказался от огромного наследства и стал известным в Индии коммунистом. Сингх приехал в СССР на лечение.
Это был единственный человек, который умел слушать и понимать трагедию другого человека. Пять счастливых лет пролетели, как один день. Летним утром 1967 года Сингх умер у нее на руках в огромной пустой квартире дома на Набережной. После его смерти Светлана обратилась к советским властям с просьбой разрешить ей краткосрочную поездку в Индию для исполнения последней воли мужа. Сингх завещал развеять его прах над водами священного Ганга.
Поездку разрешил лично Председатель Совета Министров СССР Косыгин, после того, как он созвонился с Индирой Ганди и получил от нее гарантию, что Светлана там не осядет. Светлану поселили в здании советского посольства.
Через два месяца после отъезда из СССР, мартовским вечером 1967 года она сбежала с посольского приема в честь Международного женского дня, явилась в американское посольство и попросила политического убежища в США.
В Америке Светлану поселили в роскошных апартаментах недалеко от Нью-Йорка. В США были опубликованы литературные заметки Аллилуевой “Двадцать писем к другу”, в котором дочь Сталина приоткрыла многие тайны жизни отца.
За издание этой книги она получила гонорар: полтора миллиона долларов. Ее приглашали в гости известные политики, финансисты, актеры, писатели.
Личная жизнь поначалу тоже складывалась удачно. В 1971 году она вышла замуж за американского архитектора Уильяма Питерса и стала Ланой Питерс.
Через год у них родилась дочь, которую назвали русским именем Ольга.
Но очень скоро выяснилось, что Питерс женился вовсе не по любви. Он строил ранчо и обанкротился. Светлана заплатила долги мужа, после чего тот бросил ее.
-Это было очень грустное десятилетие. У меня не было моральных сил на творчество. Я не могла ничего писать. Творческие силы меня покинули.
В 1982 году Светлана с 10-летней Ольгой переехала в Англию. Здесь она окончательно разорилась. Остатки гонорара ушли на оплату квартиры и обучение дочери.
-Когда Оля заканчивала школу, наши деньги кончились. Оля ушла из школы и пошла работать. В прессе это отразилось в преувеличенных тонах. Что я бедствую. Я не бедствовала. Очень многие англичане так живут.
В 1984 году Светлана неожиданно попросила разрешения вернуться на родину. В заявлении на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Черненко она написала, что считает свое бегство на Запад роковой ошибкой.
Разрешение ей было дано. Она прилетела в Москву с дочерью Ольгой и сразу почувствовала отчуждение когда-то близких людей. Родственники избегали встреч с ней.
Дети Иосиф и Екатерина не простили мать и не приняли ее после возвращения. Сына она увидела только один раз - при встрече в аэропорту. Екатерина работала вулканологом на Камчатке. На письма матери Катя не отвечала. В конце концов, на четвертое письмо ответила и написала, что отреклась от матери.
Через полгода после возвращения в СССР Светлана неожиданно уехала из Москвы в Тбилиси. Там она написала свою очередную книгу, ходила в театры и на выставки. Дочь Ольга учила русский язык, занималась конным спортом. Здесь все были доброжелательны к ней. Время от времени ей звонили из ЦК партии Грузии и спрашивали, нет ли у нее проблем.
Все складывалось хорошо до того дня, когда секретарь ЦК партии Грузии Шеварднадзе пригласил ее к себе.
-Он сидел с совершенно безразличным бледным лицом, смотрел вниз и только раз вскинул на меня глаза. Они хотели, чтобы я была в партии под их надзором. Я по образованию историк. Мне бы хотелось изучать историю Грузии. Когда я об этом сказала, он вскинул на меня глаза и сказал: -Этого Вам не надо.
После этой встречи Светлана стала угрюмой и подозрительной. До крайности обострился страх, который преследовал ее многие годы. Она всегда боялась, что ее отравят, расправятся с ней везде, где бы она не жила.
Из-за этого навязчивого страха она часто болела и редко выходила из дома.
Как-то вечером ей стало совсем плохо. Позвонили в больницу. Пришел врач, совсем ей незнакомый, и дал ей таблетку. Она таблетку выпила. Врач ушел, а с ней случились судороги. Она решила, что ее хотят отравить.
Через два дня она сбежала из Тбилиси и вернулась в Москву. После возвращения Аллилуева тут же написала в Политбюро ЦК КПСС. В письме была просьба отпустить ее из страны навсегда. Скоро ей позвонили из приемной Лигачева.
-Я сказал: Светлана Иосифовна. Никаких препятствий. Вы можете ехать куда угодно. И даже в шутку сказал: - Даже в космос.
Наступила длительная пауза. Она не ожидала, что будет принято такое решение. Почему-то ей хотелось, чтобы это было с какими-то препятствиями. Чтобы была интрига.
Егор Лигачев.
В 1988 году Аллилуева уехала из СССР. Она несколько раз меняла страны и города. Как-будто пыталась запутать следы от преследователей. Ходили слухи, что в конце 90-х она осела под Лондоном в пансионе для престарелых.
На самом деле она жила в маленьком американском городке штата Висконсин. Дочь Сталина так и не раскрыла многих кремлевских тайн. Оправдывала отца и любила повторять: “Павлика Морозова из меня не вышло”.
“В мире никто на ее месте никогда не был. И что это за место, никто не знает и представить себе это место не может. Это очень сложное место. Это трагическое место”.
Александр Бурдонский. Племянник Светланы.