Одна из разновидностей модных тематических кафе — точки общепита а-ля снова в СССР. Насколько точно воспроизведён в них колорит советских времён и насколько угодили устроители любителям ретро — это уж дело вкуса и работа маркетинга. Полнейшее совпадение вряд ли возможно не столько из-за недостатка информации и технических проблем, сколько из-за новых привычек и новых стандартов жизни.
А вот интересно, как изображали общепит в советских кино- и телефильмах? При всей идеологической наполненности произведений искусства бытовую сферу жизни нельзя всегда было показывать идеализированной и оторванной от реальности. Даже в конце 1940-х - начале 1950-х, когда советский кинематограф вполне мог поспорить с Голливудом за обладание званием фабрики грёз, чисто советские недостатки общепита и вообще торговли и сервиса находили своё отражение. Потому интересно было бы взглянуть на сферу торговли и общественного питания глазами авторов советского кино.
Заведения общественного питания на самом деле довольно часто появлялись на советском экране, поэтому по материалам советских кинематографа и телевидения можно составить даже некоторую классификацию. К тому же стоит принимать во внимание и то, когда снимался фильм. Кино 1930-х годов и даже 1940-х чаще всего показывает в обстановке кафе, чайных и ресторанов много чего "старорежимного": официанты-мужчины, обязательное полотенце, мелькающее в руках буфетчика или официанта, словечки типа "чего изволите". Надо принимать во внимание, что в конце 1920-х годов Сталин И. В. вовсе не отменял НЭП, как эту информацию преподносят в общеобразовательной школе. Правильнее будет сказать,что Иосиф Виссарионович создал НЭПу очень мощного конкурента в процессе индустриализации. А расправился с НЭПом уже Никита Сергеевич в конце 1950-х годов.
В иерархии точек общепита самый простой вариант — это то, что сейчас на англоязычный манер называют иногда стрит-фуд, то есть уличная еда. В советском кино этому формату было посвящено не так чтобы много внимания, но кое-что оказывалось в кадре. Например, автоматы по продаже газированной воды, в которых очень часто не оказывалось стаканов (стеклянных гранёых, одноразовых не было) по причине того, что самая популярная распивочная в то время — кусты или скамейка. За 2 десятка лет с выхода на экраны "Операции Ы и других приключений Шурика" автоматы меняли модификацию и внешне в 1980-х выглядели не так эффектно, но в использовании их ничего существенно не изменилось.
Кстати, во многих предприятиях и организациях стояли аппараты, отпускающие бесплатно газированную воду без сиропа. Выглядели они совсем неброско — шкафчик светло-серого цвета с нишей и кнопками для наливания в стакан воды с газом и без газа. На заводе в цеху, где начинал трудовую карьеру автор статьи, такой автомат стоял в полутора метрах от курилки; на бригаде слесарей была ответственность заменять в автомате балон с углекислотой, вода подавалась из сети. Как раз к такому герой фильма "Самая обаятельная и привлекательная" в исполнении Леонида Куравлёва не подпускает персонажа в исполнении Александра Ширвиндта под предлогом, что вода для сотрудников учреждения.
Газировку на улице продавалась не только через автоматы. Любителям довоенного советского кино наверняка памятны эти сцены (см. фото сверху) из кинокомедии "Подкидыш" (1939). Не совсем такие, но похожие аппараты с 2-мя стеклянными ёмкостями с сиропом были у уличных продавцов, как и специальная мойка стаканов, в детстве автора статьи в 1970-е.
Другая довольно популярная тема уличной торговли напитками — это продажа на разлив пива из специальных ёмкостей-прицепов. Отпуск вёлся в стеклянные кружки по 0,5 л, бывали иногда у продавцов кружки и поменьше — на 300 мл, бывали и обычные стаканы. Некоторые покупатели приносили свои ёмкости под пиво: 3-литровые бидоны или стеклянные банки, чтобы насладиться дома или во дворе.
В подобных мини-цистернах ("бочках") продавали в разлив на улице и квас. Кружек поллитровых там, правда, бывало, что не бывало. Но в остальном всё практически то же самое: относительно недорого, но если бочка в жару долго стоит — напиток тёплый, часто очереди, разлив почти в любую принесённую с собой ёмкость.
Нельзя, разговаривая об уличной еде, не вспомнить о том, что связывает читателей с приятными воспоминаниями из детства. Это мороженое и пирожки в любое время года на улицах города. Для такой торговли либо устанавливались постоянные прилавки, либо прибуксировались прилавки на колёсах.
Все эти уличные точки общепита в советском кино выполняли функцию своеобразных декораций. На развитие сюжета они влияли совсем слабо. Например, Екатерина Савинова, исполнительница роли продавщицы мороженого в фильме "'Алёша Птицын вырабатывает характер" (1953), не попала в титры.
- В дзеновской статье много не помещается, потому продолжение следует...
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.