На канале Педсовета колумнист Александр Могилев размышляет о том, как российской школе перейти от «разговорного» подхода к воспитанию, традиционного, но малоэффективного, к развитию морального мышления учеников.
Он приводит следующую информацию:
Основоположником исследований в области морального мышления стал американский психолог Лоуренс Кольберг. Еще в 1950х годах он обратил внимание на то, что в педагогике и психологии обучения того времени основное внимание уделяют интеллекту учеников и их академическим успехам. А другие стороны развития личности, эмоционально-волевой сферы, остаются в тени. Он задался вопросом — как развитие интеллекта ребенка связано с такими явлениями, как:
· ложь (появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития)
· страх (тоже возрастное явление)
· воровство (присуще каждому в детском возрасте).
Для исследований Колберг предложил использовать метод интервью по моральным дилеммам — выбор из двух альтернатив. И в результате обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка.
В этой связи заметим, что западные психологи (как «удавы») систематически вводят в оборот новые понятия типа: «эмоциональный интеллект», «моральное мышление», «эмоциональное выгорание» и пр. А наши «спецы» как загипнотизированные «кролики», это подхватывают, отрекаясь от отечественной психологии, в которой определены следующие виды мышления взрослых людей: "логическое" (типичное для мужского пола), "образное" (больше свойственное для мужского, нежели женского пола) и "ассоциативное" (типичное для женского состава).
Не станет разбирать «теории» иноземцев (тем более 70-летней давности), показывающие, что ложь, страх и воровство чуть ли не присущи всем детям в определенные возрастные периоды развития и обусловлены "моральным" мышлением.
А скажем следующее:
Эмоции обусловлены не «моральным мышлением» (и вообще не мышлением), а удовлетворением или неудовлетворением базовых актуализирующихся в определенном возрасте потребностей роста и развития, которые относятся к области подсознания. И если потребности не удовлетворяются хронически, то связанные с этим негативные эмоции, постепенно трансформируются в негативные чувства, а далее - в низменные чувства (они же черты личности). Отсюда вывод: воспитание – это процесс удовлетворения потребностей роста и развития (потребностей в саморазвитии в детстве, потребностей в самопознании в отрочестве, потребностей в самоопределении и самосовершенствовании в юности) педагогическими средствами, универсальными среди которых являются средства креативных видов деятельности (по теории академика РАН П. В. Симонова). И заниматься воспитанием следует учителям ежечасно на своих уроках, а не раз в неделю, как это сегодня пытаются делать на так называемых «Разговорах о важном». Тогда процесс воспитания будет осуществляться в позитивном эмоциональном русле: позитивный эмоциональный фон с первых классов обусловит постепенное образование позитивных чувств в отрочестве, а далее в юности образование высших чувств, или позитивных черт личности. Но этого, заметим, не происходит, так как традиционная принудительно-нормативная система школьного образования противоречит потребностям школьников со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. И этого никак не поймут своим "мыслишкой" те, кому это следовало бы понять.
На Канале «Воз сена» приведено немало примеров уроков, мотивирующих детей на саморазвитие, подростков на самопознание, молодежь на самоопределение и самосовершенствование.