Обычно над пересказами начинают работать с детьми, уже владеющими связной речью. У ребёнка с алалией этого навыка может не быть и в 1-м, и во 2-м классе. Есть схема, по которой учатся пересказывать тексты дети с нарушениями речи.
Этапы обучения пересказу при алалии
1. Учим ребёнка сначала отвечать на вопросы к каждому слову в предложении.
2. Затем ребёнок сам задаёт вопросы к каждому слову.
3. Отработав первые два пункта, начинаем работать непосредственно с текстами. Обращаем внимание ребёнка на содержание предложений в целом. Задаём общий смысловой вопрос к каждому предложению текста. Ребёнок последовательно отвечает на вопросы одним-двумя словами (как ему комфортнее, не навязываем свой вариант). Вы записываете ответы.
В результате текст из 4-6 предложений превратится в некое подобие плана из 4-6 пунктов. Мы даём ребёнку понять, что одного слова вполне достаточно, этим снимая его страх перед огромным (с его точки зрения) текстом. Эти своеобразные пункты плана мы просим озвучить. Помогаем вспомнить получившийся сокращенный пересказ своими вопросами, которые задавали во время составления краткой основы для запоминания текста.
Получается пересказ текста телеграфным стилем. Здесь не стóит использовать для облегчения задачи картинный план или пиктограммы, опора только на речевую память. Иначе теряется смысл работы.
4. Дальше идём по пути увеличения количества предложений в тексте. Только тогда, когда ребёнок сможет удерживать в памяти до 9-10 сокращённых вашими совместными усилиями предложений, начинаете работать над сохранением структуры исходного текста.
Просим запомнить как можно подробнее первое и последнее предложения. Середина текста по-прежнему сжата. Потом ребёнок полнее запоминает 1-е, 2-е и 9-е, 10-е предложения. С 3-го по 8-е сохраняется краткость. И так далее, двигаемся по этому принципу от начала и конца текста к середине.
Даём ребёнку установку на сохранение количества пунктов составленного плана, можно в ущерб наполненности предложений. Не просим следить за неизменным порядком слов в предложениях. Память у детей с алалией так и работает: запоминается одно слово, а к нему подтягиваются остальные. На этом как раз и основана методика работы над пересказом.
Вариант дословного пересказа им не подходит, тут уж нужно смириться, только своими словами. Переживать по этому поводу не нужно. Дальнейшее обучение этому речевому навыку идёт по пути увеличения объёма текста, а там предполагается краткий пересказ по основным пунктам плана. Ребёнка это уже не пугает, т. к. практически с этого он и начинал осваивать навык.
5. Попутно, работая над содержанием текста, решаем лексические и грамматические вопросы. Помечаем для себя, какие слова ребёнок не может запомнить, потому что не понимает их точного значения. Какие окончания путает, какие предлоги заменяет и опускает. Уделяем внимание этим трудностям и возвращаемся к пересказу.
Работа над пересказом текста "Что важнее: сосиски или кошка"?
Дал хозяин собаке много сосисок. Она стала их есть. Вдруг мимо пробежала кошка. Ей тоже захотелось съесть одну сосиску. Но собака не захотела делиться. Она бросилась за кошкой и загнала её на дерево. Собака громко лаяла, а кошка не боялась, потому что забралась высоко. Собака её не достала.
Вопросы к каждому предложению:
- Что хозяин дал собаке?
- Что стала делать собака?
- Кто пробежал мимо собаки?
- Что хотела сделать кошка?
- Собака поделилась с кошкой?
- Куда собака загнала кошку?
- Почему кошка не боялась собаку?
- Собака достала кошку?
Примерный вариант получившегося "телеграфного" пересказа:
- Дал сосиски.
- Стала есть.
- Кошка пробежала.
- Хотела сосиску.
- Не захотела делиться.
- Загнала на дерево.
- Забралась высоко.
- Не достала кошку.
Задаём вопрос и вместе с ребёнком записываем его ответ. Если отвечает одним словом, пишем только его. Ответил более развёрнуто, замечательно, фиксирует распространённое предложение. Ребёнка с алалией на глубинном уровне пугает большой текст. Показываем ему, как мало слов получилось. Ребёнок читает сокращённую версию и пробует повторить. Первый раз ребёнок может читать текст сам. А вот на вопросы нужно отвечать без зрительной опоры, исключительно на слух. Нам нужно, чтобы закрепившееся в речевой памяти слово сработало. Отсутствие поиска ответа в тексте глазами принципиально!
Наша задача раскрепостить ребёнка, снять зажатость. Пересказ - это прежде всего эмоциональная, живая обработка текста. Снимаем запредельное торможение, которое возникает из-за ощущения непосильности задания, уходит монотонность и сухость телеграфного стиля. На положительных эмоциях во время пересказа предложения начнут разворачиваться.
Тут можно смело переходить к традиционным формам работы по подготовке пересказа
- Чтение текста.
- Разделить текст на части.
- Озаглавить каждую часть.
- Прочитать получившийся развернутый план.
- Еще раз прочитать текст, сверяясь с пунктами плана.
- Приступить к пересказу.
Постепенно вводим разновидностям пересказа:
- пересказ по развёрнутому плану;
- пересказ "цепочкой";
- пересказ по серии иллюстраций;
- выборочный пересказ части текста.
Все эти виды работы с текстом постепенно станут доступны для детей с алалией. Им просто нужен дополнительный подготовительный этап, который я описала в статье.
Этот подготовительный к пересказу этап решает две основные задачи:
- настройка речевой памяти;
- снятие у ребенка установки на свою несостоятельность.
Работа над пересказом длительная, рассчитанная не на один год. Но в результате удаётся к средней школе научить ребёнка пересказывать тексты объёмом примерно в половину страницы печатного текста.
Всем успехов в развитии речи!