Найти в Дзене
КмиК | Кино и Книги

Рецензия: "Женщина в песках": между иллюзией свободы и безразличием

Оглавление
Варианты оформления изданий в разных странах
Варианты оформления изданий в разных странах
  • Автор: Кобо Абэ
  • Год публикации: 1962
  • Жанр: антиутопия, психологическая драма
  • Литературные направления: экзистенциализм, абсурдизм
  • Влияние: Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю
  • Экранизации: 1964 (режиссер Хироши Тэсигахара), 2000 (режиссер Ёсихиро Кавасаки)

Основные вопросы романа:

  • Что такое свобода?
  • В чем смысл жизни?
  • Где проходит граница между личностью и социумом?
  • Как сохранить человечность в условиях постоянной угрозы?

Свобода в условиях аксиомы Эскобара

Ники Дзюмпей, главный герой романа Кобо Абэ, типичный житель мегаполиса. Вроде бы интегрированный в социальную жизнь, но не имеющий прочных связей. Вроде бы увлеченный энтомологией, но не одобряемый социумом. Его жизнь иллюзорно свободна, но по сути загнана в рамки повторяющихся циклов.

Увлечение насекомыми, в частности шпанской мушкой, приводит Ники в ловушку жителей пустынной деревушки, постоянно борющихся с угрозой быть поглощенными песком.

Небольшой роман японского писателя Кобо Абэ искусно выстроен на столкновении противоположностей: Запад и Восток, мужчина и женщина, город и деревня, глобализация и традиции, личность и социум, буквальность и метафизика.

Столкновение, несмотря на кажущуюся непримиримость, выявляет неожиданное родство в виде всеразрушающего песка. Не только реального, но и зыбучих песков обыденности, песка как продукта распада деятельности, как продукта времени, как самого времени, как чего-то, что может быть одновременно ничтожным и могущественным.

Ограниченность существования в яме очевидна, но описание жизни в городе, повторяемость и монотонность быта намекает на отсутствие кардинальных отличий.

Обретает ли главный герой свободу в конце? Когда, имея возможность уйти, он не делает этого? Стокгольмский синдром? Что лучше: быть мёртвым внутри или оказаться в условиях “сдохни или умри”, чтобы получить право быть частью чего-то большего?

Часто встречается мнение об обретении Ники буддистского спокойствия, смирении и внутренней свободе в конце. Но такая трактовка не убеждает. Не является ли принятие безразличием? Безразличием от бессмысленности выбора, поскольку ни одна из крайностей так и не принесла истинной радости? Где бы он ни остался, он теряет часть души за право простого существования. Аксиома Эскобара, не иначе.

Но это лишь один из возможных взглядов. Роман Кобо Абэ многослоен, и каждый читатель может найти в нем что-то свое. Главное – не остаться равнодушным.

Интересные статьи на канале КмиК

Подписывайтесь на КмиК. Будьте в курсе новых материалов!