Сегодня поговорим о вопросах моды. Как и многие схожие к нам профессии, железнодорожники издавна отличаются своей форменной одеждой. Но что скрывается за красивым кителем? Красота или основа дисциплины? Разбиралась в этом непростом вопросе #Команда091.
Начнем разбираться в вопросе с 1809 года
История формы железнодорожника начинается с 1809 года. И связана она с Институтом Корпуса инженеров путей сообщения. Это учреждение было полувоенным, что и сказалось на форме его кадетов и выпускников.
Отличали их звания серебристые эполеты с позолоченными звездочками. До 1867 г. выпускники носили военные мундиры. С 1830 по 1932 г. железнодорожников также отличали пуговицы с крестообразно перекрещенным якорем и топором.
Про форменные костюмы первых служащих известно мало. Например, для работников Царскосельской железной дороги они выписывались из-за рубежа. Кочегары, машинисты и их помощники, кондукторы и обер-кондукторы носили военный мундир и каску.
Последние две категории также имели право на ношение фашинного ножа. С 1855 г. выслуга лет стала отмечаться специальными серебряными галунами: 5 лет - на обшлага рукавов, 10 лет - на воротник и фуражку. Первая единая форма была введена в 1878 г. Ее отличия зависели от разряда: инженер ж/д путей; чиновник центрального учреждения; чиновник регионального учреждения; рядовой служащий.
Различия - это цвет выпушек, бывший красным, синим, желтым и зеленым. В 1904 году инженеры и чиновники имели 7 разновидностей форменной одежды: будничная; дорожная; обыкновенная; летняя; парадная; особая; праздничная.
Теперь перенесемся в советскую эпоху
Рассмотрим основные вехи истории советской формы железнодорожника.
1926 г. - введение первой советской форменной одежды работника ж/д путей.
1932 г. - появление новых особенностей: синего сукна и красных знаков различия на петлицах - звезды, шестигранники, углы.
1943 г. - появление персональных званий и знаков различия на погонах. Принадлежность к той или иной сфере ж/д хозяйства определялась специальной эмблемой: мост - строители, паровоз - локомотивщики, вагон - бригада проводников, советские серп и молот на фоне французских молота и ключа - административная служба.
1955 г. - форма приняла более гражданский вид, а знаки различия переместились на петлицы.
1963 г. - появление собственного знака железных дорог СССР - колеса, обрамленного крыльями.
1973, 1979 гг. - изменения знаков различия.
В 1995 году появилась новая форма железнодорожника РФ: Знаки различия: поперечные полупогоны с перекрещивающимися рядами звезд. Эмблема: колесо в форме эллипса с крыльями (для лиц высшего и среднего начальствующего состава вышивается золотистым цветом, для младшего звена и рядовых сотрудников - золотистого цвета металл).
Кокарда на головных уборах: золотистый технический знак (молоток и разводной ключ) в эллипсе, обрамленном крыльями и лавровыми ветвями.
Современная история
По словам создателей, данная форма железнодорожника изготовлена с применением новейших нанотехнологий - используемая ткань прочна, износоустойчива, трудно загрязняема.
Сам комплект состоит также из нескольких составляющих:
1. Фирменный галстук машиниста;
2. Фуражка, синего цвета;
3. Форменная рубашка (голубого или белого цвета со знаком различия), (одна полоса – помощник машиниста, две полосы – помощник машиниста с правами управления/ машинист без класса квалификации, две полосы и одна звезда – машинист третьего класса, две полосы и две звезды – машинист второго класса, две полосы и три звезды – машинист первого класса/ машинист-инструктор);
4. Синие брюки;
5. Синяя жилетка (по сезону);
6. Синий пиджак с размещением на рукавах знаков различия (одна полоса – помощник машиниста, две полосы – помощник машиниста с правами управления/ машинист без класса квалификации, две полосы и одна звезда – машинист третьего класса, две полосы и две звезды – машинист второго класса, две полосы и три звезды – машинист первого класса/ машинист-инструктор) и красой окантовкой;
7. Плащ или пальто синего цвета (в зависимости от времени года);
8. Форменные ботинки или туфли (по сезону)