Найти в Дзене
Галина Астапенко

Воспитание в донской казачьей семье. XVIII – нач. XX вв.(3 часть)

Сергей Говриляченко. Посадка на коня.
Сергей Говриляченко. Посадка на коня.

Получение среднего образования выдвигается в качестве цели воспитания детей для многих казачьих семей.Становится престижным быть образованным человеком.

Школяры пользовались уважением, ими гордились в семье, они вели себя на улице солидно и достойно. Имена тех, кто учился в кадетском корпусе или в гимназии, были известны всем жителям станицы или хутора. Их приглашали в правление, атаман поздравлял с каникулами, а студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству.

Но, самым главным качеством характера казака, конечно, являлась личная храбрость. И казаки стремились воспитывать своих сыновей так, что бы из них выросли храбрые и смелые воины. В раннем детстве детей старались не бить. Это могло воспитать труса. После ритуала посвящения в воины, который включал постриг и ритуальную посадку на коня, мать выводила ребенка, в степь ночью, и, указывая вверх, говорила ему: «Звезды – глаза дедов и прадедов, всех твоих предков великих…они неусыпно глядят на твои подвиги, как ты защищаешь свой очаг и свой род». Возрастая, ребенок знал, что за каждым его поступком наблюдают «глаза его предков». Став воином, он уже не ведал страха. Он знал, что ежели погибнет в бою с врагами рода, то попадет в рай, на радость предкам.

Трусость считалась самым тяжким грехом, поэтому командиры вне зависимости от возраста обязаны были показывать примеры удали и храбрости. Это закладывалось и вытекало из вековых традиций и духа вольного казачества. Здесь большую и важную роль играла фамильная гордость и честь. Прослыть трусом значило не только положить конец карьере, но и навеки опозорить свой род.

Вообще командира у казаков оценивали потому, сколько он взял с собой казаков на войну, в поход, «сколько ввел в трату» и сколько вернул живыми. И чем больше казаков возвращалось живыми, тем выше был авторитет этого атамана, тем большим уважением пользовался он у станичников.

Бережное и заботливое отношение начальника к своим войскам и умение использовать благоприятные обстоятельства для сражений и атак, и то и другое закладывалось в донских военачальниках с детства и идет от дедовских традиций « казачьему роду нет переводу». Служили в полках с одной станицы, и полковой командир знал и казаков, и их родителей, и их родственников, поэтому относился к казакам по-отечески, берег их как своих детей.

Действительно в сражениях казаки, старались нанести решительный удар в выгодных для себя условиях и с минимальными для себя потерями.

Уроки военного дела молодежь черпала и из устных рассказов дедов, отцов и бывалых людей. Часто отец, дед рассказывали детям, внукам как строятся и движутся полки в казачьих баталиях, как утверждаются посты, пикеты, как делаются разъезды, словом все казачьи уловки в воинском деле.

Из этих уроков юные донцы учились быть храбрыми против врагов, пламенно любить государя и не щадить живота за веру православную.

Важнейшим воспитательным началом являлась и народная историческая память – « преданья старины глубокой» - о деяниях предков, бережно хранившиеся и часто обраставшие легендами.

Образцами для подражания на Дону служили овеянные славой и запечатленные в казачьем фольклоре подвиги и жизненный путь выдающихся атаманов и военачальников – Ермака Тимофеевича, И.М.Краснощекова, И.М.Иловайского, Ф.П.Денисова, М.И.Платова Я.П.Бакланова и других.

Появление на свет девочки в семье казака не праздновалась так широко и торжественно как рождение мальчика. Оно было тихим, домашним, овеянное молитвами и радостью событием. С самого раннего детства девочек воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпении, отзывчивость. С раннего детства казачке внушалось, что самое главное в жизни - спокойная душа и чистое сердце, а счастье в крепкой семье и достатке.

Обычаи, которые окружали девочку, были шутливыми, веселыми. Первый раз тетки, мамки, крестная купали девочку с песнями и добрыми пожеланиями, «смывали с дочушки заботы». В это время отец - единственный мужчина допускавшейся на этот праздник, ел «отцовскую кашу», - специально приготовленную – наперченную, пересоленную, политую горчицею. И должен был съесть всю до последней ложки, дабы его дочери меньше горького досталось в жизни.

Когда девочка начинала ходить, праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребенку «на косочку», платочек в церковь ходить. Девочки начинали работать с раннего возраста: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы.

С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.1

Но была и особенная работа – нянчить младших братьев и сестер. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. Но работа не исключала радости и веселья: девочки пели и плясали. А обучались они этому у взрослых женщин. Девочки слышали, как пели песни бабушка, мать, сестры, подражая им, они так же начинали петь. Специально их никто этому не учил. Это была их жизнь. И традиции от старшего поколения передавались младшему без всякого нажима и давления со стороны взрослых.

В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома, хранительницей домашнего очага, и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Отсутствие крепостного права, личная свобода и века постоянных боевых тревог, безусловно, повлияли на характер казачки и развили в ней такие черты: как самоотверженность, решительность, смелость, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы и убеждения.

Отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня общества.

Уважение к старшим с малолетства воспитывалось и укоренялось в детях и наставлениями и примерами. Казаки с большим почтением относились к старикам и особенно к испытанным в боях воинам. Молодежь не имела права садиться в присутствии стариков без их разрешения. Если пожилой казак проходил по улице, то люди моложе его, если они сидели, вставали, не допуская его до себя на несколько шагов, почтительно кланялись и садились уже тогда, когда он проходил. Молодые люди стыдились сделать при старике непристойность, иначе всякий старец мог не только напомнить юноше об его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей.

В семейном быту родители пользовались величайшем уважением. Власть их была патриархальной. Предсмертные слова родителей имели силу духовного завещания, и не исполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом – это значит не давать покоя родителям в гробу и тревожить их кости. Казаки остро чувствовали свою духовную связь с умершими, обязательно поминали. И отец и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на «вы».

Свидетельством почтения к матери-казачке является установление праздника «Дня матери-казачки», который отмечался ежегодно 4 декабря на православный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

«Если донские казаки во время долгих походов снискали великую славу Войску Донскому, то трудолюбивые, домовитые казачки, наши бабки и прабабки сохраняли и земли и богатство нашим дедам»!, - писал известный дореволюционный казачий историк Петр Краснов.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что становление духовной культуры казачества, складывание обычаев, обрядов, быта донских казаков, а значит и воспитания в казачьей семье, в значительной мере определялись двумя обстоятельствами: военным образом жизни казачьего сообщества и православием.

Важную роль в воспитании играл личный пример старших членов семьи и традиции, которые передавались из поколения к поколению.

Главной традицией у казаков была военная служба. Жизнь полная боевых тревог и опасностей формировала особых людей, с детских лет связанных профессионально с военным делом, воинов по рождению и воспитанию, с обостренным чувством «локтя» и «стремени».

Доблесть, храбрость, честь, трудолюбие – эти базовые черты характера культивировались в казачьей семье и естественно закладывались в детях с раннего детства.

Астапенко Галина Даниловна,

краевед, член Союза журналистов России.

1Цитируется по книге Б.А. Алмазова. Указ. Соч. С.47.

!Цитируется по книге П.Н.Краснова. Картины былого Тихого Дона. М.199.