Найти тему
Психолог Саид Абишев

Психологические ловушки. Страшно хорошо.

– Я понял, Акула, дело не в дорогах, которые мы выбираем, дело в нас самих!

О’Генри

Каждый из нас убежден в своем здравомыслии, в своем четком понимании происходящего. Мы видим мир через призму нашего восприятия. Можно сказать, наше восприятие стоит между миром и нашим сознанием. Восприятие различает предметы, людей, поступки, ситуации — в основе этого сигналы от органов чувств, наши ощущения.

Восприятие объединяет в себе и врожденный опыт, и приобретенный.

В том числе — опыт пережитых ситуаций.

Именно он делает нас уязвимым, потому что пережитая в раннем детстве психологически травматичная ситуация, или родительская установка, отложившись в опыт, неизбежно будут влиять в ситуациях выбора, принятия решений, особенно — когда времени на аналитическое осмысление нет, когда решение потребуется моментально.

— Если будешь слушаться, тебя будут все любить, — услышал я как-то на улице беседу бабушки с внучкой лет четырёх-пяти. Внучка — в белом нарядном платьице, на голове — завязанные с большой бабушкиной любовью большие банты.

— Да, я буду слушаться, я буду хорошая девочка… — активно кивая головой, глядя на бабушку снизу вверх, говорит девочка.

И этой установкой когда-нибудь кто-нибудь точно воспользуется.

Еще одна бабушка неодобрительно высказывается о проезжающих мимо дорогих машинах:

— Разъездились тут!..

— Богатые — плохие, недобрые, — тут же с готовностью отзывается внук лет 6. В фразе явно слышны бабушкины интонации и так же явно заметно — он слышал эту фразу от неё неоднократно.

Если, став взрослым, он обнаружит, что никак не может научиться хорошо зарабатывать и обеспечивать достаток, ему придется вспомнить, откуда к нему в подсознание пробралась отрицательная установка к большим деньгам и достатку.

— Нельзя драться! — бьет по рукам годовалого пацанчика мама — интеллигентного вида, явно с высшим образованием. Бьет несильно, скорее — демонстрирует свое негодование, но пацанчику этого достаточно, он пускается в рев. Он только что пытался отстоять свое личное пространство в песочнице от свирепого агрессора — своего ровесника, который, в свою очередь, сейчас получает нагоняй от своей мамы в другом углу ринга. Эти две мамы хотели только хорошего — чтобы сын не обидел сына подруги, чтобы «он был культурным и воспитанным».

Позже, в школе или на улице, когда потребуется дать отпор настоящим хулиганам, волю этих пацанов свяжет страх — страх осуждения за драку.

Вот мы и назвали своего главного врага — страх!

Каждый из взрослых, желая лучшего для своих потомков, во всех перечисленных ситуациях действовал под страхом. Первая бабушка боялась утратить контроль за внучкой, вторая — что внук, в погоне за деньгами, свяжется с дурной компанией, мамы боялись выглядеть в глаза друг друга неумеющими воспитывать своих детей. Их страхи теперь поселились в головах детишек, но — значительно, неузнаваемо трансформировались. Внучка будет бояться потерять одобрение старших, теперь она будет жить не своим умом и своим чувством справедливости, а желанием всенепременно получить это самое одобрение — от кого угодно. К своему страху наказания пацаны получат еще и страх перед наглостью, перед чужой силой.

Наше восприятие настроено на поиск источников опасности. Такова наша эволюция: кто проглядел хищника — был съеден и не остался в памяти генофонда. Источник страха — вот что в общем случае ищет наше восприятие. Это наиболее приоритетная задача. Все остальные цели и задачи — потом. Наслаждение красотой, музыкой — потом! Сперва — источники опасности!

Внедренные страхи пробираются в первые ряды приоритетов нашего восприятия — поближе к главному страху, маскируясь под него. И оттуда, формируя восприятие — руководят нашими решениями. Без нашего ведома, на уровне подсознательных реакций.

И в одинаковой ситуации одна девушка сможет критически оценить происходящее и выйти из навязываемой игры, другая побоится сделать свой выбор — и не посмеет возразить старшему — пожилому преподу с липким взглядом:

— Вы — хорошая студентка, зайдите, пожалуйста, после занятий в мой кабинет, мы обсудим ваш курсовой проект...

Один парень увидит способ заработать — честно, своим трудом и умом, другой — отвергнет такую возможность — получать средненькую зарплату спокойнее, безопаснее, не требует рисков.

— Зато после работы — сразу домой приходит! — будет хвалить его бабушка при гостях. — Всех денег не заработаешь, да нам и не нужно!

Еще один парень отобьется от компании гопников, а два других здоровых лба привычно дадут обшмонать себя борзому шкету из подворотни. Ведь:

— Драться — нельзя!

И так далее, и так далее.

Есть вероятность, что встав взрослым, кто-то из этих детей, возможно, определит источник своих поражений — интуитивно, логически, либо вспомнив, когда возникла изначальная ситуация. Но обратите внимание! в приведенных примерах два — об установках, которые будут восприниматься как положительные, вполне может быть — как базовые. Это значит, они окажутся в вашем «слепом пятне» восприятия, и в них вы не будете сомневаться.

(Об этом феномене читайте в статье Психологические ловушки. Слепое пятно восприятия).

И есть уровни нашего сознания — например, раннее детство, не отложившееся в сознательной памяти — куда самостоятельно «залезть» уже невозможно. Мальчики из песочницы ни за что не вспомнят, почему они боятся отстаивать свои интересы.

Одна из задач психолога — продуманными вопросами точно определить непродуктивную установку, зону страха, вытащить из подсознания, отделить его от чувства самосохранения, сделать доступным для обсуждения и критического осмысления.

Это кропотливая работа, но именно она может изменить многие парадигмы мышления. И тогда в очередной ситуации ваше восприятие распознает не признаки угрозы, а шанс для успеха.

Консультации по вопросам личного и творческого кризиса, развития творческого мышления, самооценки и уверенности в себе - SaidAbishev.ru.

Канал в ТГ - Психология и за её пределами.