Бетховен жил в период расцвета классицизма, когда композиторы очень строго подходили к музыкальным канонам. Его музыка, на первый взгляд, тоже не отходила от этих форм и правил. Но, насколько же он в своих произведениях расширил границы этого жанра. Его музыкальные образы были настолько яркими, страстными, разнообразными и красивыми, что они вполне могли бы дать фору его последователям из периода романтизма. Бетховен родился в Бонне, но позже перебрался в Вену, где прожил до конца своих дней. Музыку он начал писать с ранней юности, но не все приняли с восторгом его смелые настроения. Гайдну его музыка показалась слишком мрачной, но Моцарт, послушав исполнение молодого композитора, сразу понял, что у юноши большое будущее. Хотя все эти данные довольно противоречивы. Характер произведений Бетховена в основном драматический. В его музыке много тревоги, борьбы и страсти. А таким эмоциям и энергетике могли позавидовать даже лучшие представители тяжёлого рока и металла. Они, кстати, очень много позаимствовали из творчества композитора и применяли его манеру и стиль в своих работах. Бетховен ввёл много новизны в симфонизм и сонатную форму. Его произведения, по сравнению с предшественниками выглядели более масштабно. Принцип композитора был основан на контрастах и противоречивых элементах внутри отдельных тем. В 27 лет у композитора начались проблемы со слухом, а в дальнейшем он полностью его лишился. Но это не мешало ему сочинять и дирижировать, что говорит о его несгибаемой воле и кипучем, бунтарском характере. К концу жизни Бетховен испытывал материальную нужду и одиночество. Вся его жизнь, это титанический труд и борьба с самим собой. У Бетховена большая часть произведений написана в мажорных тональностях. Но мои любимые все минорные. Это 5я и 9я симфонии, увертюра «Эгмонт», 3й фортепианный концерт, и, конечно же, три его жемчужины, фортепианные сонаты Патетическая, Лунная и Аппассионата. В них, на мой взгляд, его безудержная страсть и бунтарский характер проявились всех ярче. Патетическую, Лунную и Аппассионату я ещё в юности приобрёл в интерпретации Павла Серебрякова, и это исполнение до сих пор является одним из моих самых любимых. А вот 5ю симфонию я себе выбирал очень долго. Поначалу она была у меня в исполнении наших дирижёров. Не скажу, что они исполняли её плохо, но я слышал, что главным специалистом по Бетховену был Вильгельм Фуртвенглер и начал поиск этой симфонии в его интерпретации. Сначала я нашёл диск с концертом 1924года. Но он мне не очень понравился. Мне посоветовали послушать её запись 40х годов. И только когда я купил себе пластинку с концертом Берлинского филармонического симфонического оркестра 1947го года, окончательно успокоился. Это исполнение я считаю эталонным. В дальнейшем все его симфонии я приобрёл в интерпретации Фурта. Бетховен дал сильный толчок романтикам. Многие великие композиторы периода романтизма опирались на его творчество. А некоторые даже заимствовали целые музыкальные фразы. Например, сравните третью часть 12й сонаты Бетховена, и третью часть 2й сонаты Шопена, насколько они похожи. Так, что плагиат был не только в рок-музыке, но и в классической. Главное, нужно очень тонко походить к этому заимствованию. Одно дело взять мотив у другого композитора, обработать его и преподнести со своей окраской. И совсем другое, когда музыканты берут полную тему и тупо переносят её в своё произведение. Так любили делать многие рок-музыканты. Но даже такое воровство имеет право на существование, если оно касается самого Бетховена. Он никого не оставляет равнодушным.
Людвиг ван Бетховен.
31 марта 202431 мар 2024
12
2 мин