Найти тему

Польский танкопром, бессмысленный и беспощадный

Оглавление

В 1989 году, вырываясь из-под опеки «старшего брата» – СССР, Польша вспомнила о своих прежних военно-политических амбициях. Некоторые представители польской интеллигенции видели страну не иначе как нового регионального лидера. А это, соответственно, требовало укрепление армии и совершенствование вооружений. Польские конструкторы приступили к разработке самых современных военных систем – новых поколений самолетов, ударных и транспортных вертолетов, систем ПВО, а также бронетанковой техники.

По советскому пути

В конце 1980-х годов направление развития польской бронетехники было простым и понятным: до 1991 года планировалось продолжить производство по лицензии танка Т-72М1, хоть было очевидно, что для современного боя он устарел. Польское руководство видело два варианта решения проблемы. Во-первых, в 1987 году начались переговоры с СССР о приобретении пробной партии танков Т-72С (экспортная модификация Т-72Б) и лицензии на их производство. Этот вариант считался наиболее вероятным, в том числе и со стороны Москвы.

 PT-91 Twardy с комплексом динамической защиты ERAWA
PT-91 Twardy с комплексом динамической защиты ERAWA

Было решено начать самостоятельные работать над модернизацией танков Т-72 на основе опыта полученного при разработки Т-55АМ «Мерида». Планировалось использовать полученные результаты для улучшения серийного танка Т-72С. В эти работы были вовлечены инженеры завода "Бумар-Лабены" и конструкторы ОБРУМ.

Польский Т-55АМ "Мерида"
Польский Т-55АМ "Мерида"

Однако, в 1989 году ситуация резко изменилась. Новое политическое руководство Польши и пересмотр советской политики по поддержке бывших союзников в Восточной Европе привели к возникновению проблем с получением лицензии на Т-72С. Советский Союз повысил цену и вынес требование о запрете экспорта польских танков, а также внесении изменений в проект без привлечения советских конструкторов. Такие условия не устроили новое польское руководство, и все переговоры с СССР были свёрнуты.

Стало очевидно, что Польше придется самостоятельно модернизировать танки. В 1989 году были начаты работы по программе "Волк", в рамках которой планировалось создание модификации Т-72М с использованием польских компонентов.

В перечень нововведений входили, новый комплект динамической защиты "Эрава" польского производства, новая система управления огнем с польским лазерным дальномером и тепловизором второго поколения, а также новая система стабилизации орудия и более мощный двигатель.

 PT-91 Twardy с комплексом динамической защиты ERAWA-2
PT-91 Twardy с комплексом динамической защиты ERAWA-2

В целом работы над программой шли успешно, и в 1990 году польская промышленность решила попробовать силы на более сложном проекте. Новый PT-91 Twardy («Тварды» — твёрдый, суровый) представлял собой более глубокую модернизацию танка Т-72М1. Одной из основных задач было не только улучшить собственный танковый парк, но и заложить базу для унификации бронетехники по западными стандартам, на которые теперь ориентировалась Польша. Об истории Т-72М2 Wilk и PT-91 Twardy можно говорить долго, но они не являются темой текущей статьи, и интересующиеся с лёгкостью найдут нужную информацию.

Планы на будущее

Вместе с началом работ над PT-91 стало понятно, что несмотря на все модернизации, Т-72 не сможет стать полноценным современным танком. К тому времени на вооружении западных стран и СССР, который был наиболее вероятным противником, ожидалось появление танков четвёртого поколения, для которых бы даже PT-91 не представляли бы угрозы. В связи с этим в Obrum начались работы в трёх направлениях.

Первый вариант предполагал глубокую модернизацию танков на базе Т-72. Поляки рассчитывали получить с запада новые технологии и с их помощью значительно улучшить уже выпускаемые серийно машины. Второе направление предусматривало разработку собственного танка третьего поколения, который не уступал бы лучшим образцам западного и советского танкостроения. И, наконец, третий путь предполагал начало работ над полноценным польским танком четвёртого поколения. Об этих трёх направлениях мы и поговорим.

Работы над программой дальнейшей модернизации танков Т-72 начались ещё в ходе проектирования PT-91 в 1991 году. План модернизации танков был разработан до 2005 года. В 1993 году должен был начаться серийный выпуск PT-91, но из-за проблем в польской промышленности танки пошли в серию с серьёзными недоработками. Не удалось вовремя отработать новый стабилизатор орудия, что затрудняло установку орудий большей мощности. В то же время начались работы над экспортной версией PT-91М, в которой предполагалось максимально использовать комплектующие западного производства без изменения конструкции танка. Поляки надеялись найти интерес к этой модификации у государств, которые покинули коммунистический блок и искали возможность модернизировать свои вооружённые силы. Проблемы серийных PT-91 планировалось решить путём модификации PT-91В которая должна была быть проделана в 1995 году. В это время планировалось доработать стабилизатор, комплект динамической защиты ERAWA-2 и комплекс управляемого вооружения.

 Основные новые элементы танка РТ-94
Основные новые элементы танка РТ-94

Следующим шагом в развитии польских Т-72 был запланирован танк РТ-94, на котором должна была быть массово внедрена западная электроника. Главным новшеством здесь была цифровая система управления огнем с тепловизорами для командира и наводчика. Ожидалось также введение цифровой системы связи и установка бортовой компьютерной системы для упрощения диагностики и обучения экипажа.

Для улучшения мобильности танка предполагалось применение двигателя мощностью 1000 л.с., новой подвески и вспомогательного силового агрегата, который позволял работать электронным системам танка без запуска основного двигателя. Кроме того, именно на базе РТ-94 планировалась разработка опытных машин для отработки решений, необходимых для более серьезных проектов.

Финалом всех этих работ должен был стать танк РТ-97. Планировалось начать работы над ним в 1997 году, а запустить его в серийное производство планировалось в 2000 году. Проект предполагал полное изменение конструкции передней части корпуса, с целью усиления брони и устранения уязвимых зон, свойственных всей серии Т-72. Предполагалось добавить дополнительные листы композитной брони для значительного увеличения толщины бронирования. Основной целью было обеспечение защиты от наиболее распространенных 125-мм советских снарядов. Башня также должна была быть заменена на новую, сварной конструкции. При разработке башни предполагалась кооперация с немецкими фирмами, чтобы обеспечить уровень защиты, сравнимый с танком "Леопард" 2А4, и интегрировать новое поколение динамической защиты в конструкцию.

 Проект танка РТ-97
Проект танка РТ-97

Старая советская 125-мм пушка была заменена либо на новую, польской разработки того же калибра, либо на унифицированное по боеприпасам по стандартами НАТО, 120-мм орудие. Кроме того, в планах рассматривалась установка 12,7-мм дистанционно управляемого пулемёта и 60-миллиметрового автоматического миномёта.

Все эти модификации сопровождались внедрением новой гидравлической подвески и мощного 1200-сильного двигателя. В итоге польские военные надеялись получить машину, не уступающую лучшим советским образцам начала 1990-х, и способную эффективно действовать в качестве танка второй линии, особенно после появления машин четвёртого поколения.

Боевая польская Горилла

В рамках второго пути развития польской бронетехники в 1990 году в OBRUM начали инициативные работы над проектом танка под неофициальным названием Goryl («Горилла»). Первоначально прорабатывались два варианта, оба с традиционной компоновкой: первый со 120-мм гладкоствольной пушкой по типу «Рейнметалл» Rh-120 и механизированной боеукладкой в кормовой нише башни, а второй — со 125-мм пушкой и системой автоматического заряжания по типу Т-72 в боевом отделении. После дополнительных исследований предпочтение было отдано первому варианту как обеспечивающему большую живучесть танка на поле боя.

Проект танка "Горилла" был завершён в 1992 году. Несмотря на отсутствие прямой угрозы со стороны СССР, польские инженеры увидели огромный потенциал "Гориллы" как в польской армии, так и для экспорта. Конструкция танка в значительной степени напоминала французский "Леклерк". Он имел сварной корпус с наклонной лобовой деталью, выполненной из многослойной брони, эквивалентной примерно 750 мм стали. Механик-водитель занимал место слева, а дополнительная механизированная боеукладка располагалась справа, аналогично "Леклерку".

 Модель перспективного танка Goryl
Модель перспективного танка Goryl

Сварная башня делалась из многослойной брони, и в лобовой части имела эквивалентной 850 мм гомогенной стали. Внутри башни находились два члена экипажа, а в кормовой нише располагалась боеукладка и автомат заряжания конвейерного типа. Боеукладка отделялась от боевого отделения бронированной перегородкой, а также оснащалась вышибными панелями, аналогичными использованным на западных танках. Бортовые экраны типа NERA (нерактивная реактивная броня) обеспечивали дополнительную защиту танка. Рассматривалась возможность установки в лобовой части корпуса и на бортовых экранах активной динамической защиты нового поколения.

Для передвижения танка использовался двигатель Rolls-Royce "Кондор" мощностью 1500 л.с. Гидропневматическая подвеска обеспечивала плавность хода на любых скоростях, что упрощало работу систем стабилизации.

Система управления огнем включала, стабилизированный панорамный прибор наблюдения командира с возможностью ночного видения и тепловизором, прицел наводчика, также с тепловизором, и компьютерный баллистический вычислитель с внешними датчиками.

Основное вооружение "Гориллы" состояло из 120-мм гладкоствольного орудия польской разработки, способного использовать все основные типы боеприпасов НАТО и управляемые ракеты.

 Примерное внутреннее устройство танка Goryl
Примерное внутреннее устройство танка Goryl

Была возможность установки 125-мм пушки польского производства в качестве варианта для экспорта. Дополнительное вооружение включало спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт и один-два дистанционно управляемых 12,7-мм пулемётов на башне. Рассматривался вариант размещения в башне 60-мм автоматического миномёта, либо замены одного из пулемётов на автоматическую пушку малого калибра. Кроме того, танк должен был быть оснащен системой спутниковой навигации и бортовыми компьютерами для всех членов экипажа. В перспективе машина могла быть интегрирована в систему электронного поля боя.

На базе «Гориллы» планировалось разработать целую серию боевых и вспомогательных машин, включая зенитные ракетные и зенитные артиллерийские комплексы, командно-штабную машину, тяжёлую боевую машину пехоты, танковый мостоукладчик, инженерный танк и БРЭМ.

Проект танка был завершён и представлен польским военным а также на ряде выставок в 1994 году. Военные предложили переименовать танк в честь генерала Владислава Андерса, и хотя неизвестно, было ли это решение утверждено, название «Андерс» встречается в дальнейшей переписке. Следует отметить, что в интернете распространено неправильное использование индекса РТ-94 в отношении «Гориллы»/«Андерса».

 Машины на базе танка «Горилла»/«Андерс»
Машины на базе танка «Горилла»/«Андерс»

В 1995 году проект был одобрен военными, но не получил продолжения. Польские военные надеялись на увеличение военного бюджета, однако их ожидания не оправдались. В 1990 году Польша рассчитывала на значительные субсидии от Запада в качестве передовой линии обороны от СССР, но после распада Советского Союза эти надежды не оправдались. Кроме того, появление на рынке вооружений стран СНГ сорвало планы страны по экспорту. Российская Федерация и Украина заняли рыночную нишу, на которую рассчитывали поляки, предлагая более совершенные машины по более привлекательным ценам. В результате, планы на РТ-94/97 и "Горилле"/"Андерсу" пришлось временно отложить.

«Леопард» или «леопардизация»?

В 1998 году возник интерес к новым танкам после принятия Польши в НАТО. Однако это вызвало проблемы для польских военных, так как унификация их вооружения с западным оказалась слабой. Проблемы возникли и с танковыми войсками. Замена 125-мм орудий на танках семейства Т-72 на западные была невозможна, из-за серьезных различий в снарядах и невозможности адаптировать советский автомат заряжания под западные боеприпасы. Тогда было решено приобрести танки "Леопарды" у Германии или разработать проект глубокой модернизации Т-72М/РТ-91.

Промышленность и военные Польши высказали против первого варианта, указывая на то, что немцы предлагают устаревшие танки "Леопард" 2А4 по завышенной цене. Кроме того, это решение негативно отразилось бы на польской промышленности, лишив ее важных заказов. В связи с этим был предложен проект "Горила"/"Андерс" под индексом РТ-2000, и начались работы по модернизации РТ-91 под индексом РТ-2001. Этот проект предполагал использование преимуществ советского танка в малом весе и компактных размерах в сочетании с западным вооружением и усилением бронезащиты.

 Проект PT-2001 Gepard, вариант глубокой модернизации танка РТ-91
Проект PT-2001 Gepard, вариант глубокой модернизации танка РТ-91

Разработка РТ-2001 была осуществлена в сотрудничестве с французскими инженерами, что в основном во многом определило его черты, соответствующие проектам компании Giat по модернизации Т-72.

Одним из предложений была замена башни у старых танков на новую сварную конструкцию с механизированной боеукладкой в кормовой нише. Для вооружения предлагалось использовать одну из двух опций: украинско-польскую 120-мм пушку КБМ2 или французскую CN120-26/52.

Дополнительное вооружение было аналогичным имеющемуся на серийных РТ-91, включая спаренный пулемет винтовочного калибра и крупнокалиберный турельный пулемет. Система управления огнем, также предполагалась французской разработки. Кроме того, башня и корпус дополнительно усиливались блоками динамической защиты, рассматривалась возможность установки комплексов украинского или израильского производства.

Однако, в Obrum указывали на то, что даже с такой модернизацией будущий РТ-2001 все еще будет серьезно уступать конкурентам, как на западе, так и на востоке. Исходя из этого, было предложено вместо РТ-2001 продолжить развитие своей модели РТ-2000. Новый РТ-2001 отличался от прежнего моделью РТ-2000 во многих аспектах.

Для уменьшения габаритов и веса, башня была переработана, сохраняя при этом сходный уровень защищённости. С целью снижения стоимости, решено отказаться от сложной гидропневматической подвески, сохраняя при этом использование советской схемы из шести катков на каждой стороне и системы торсионов подвески. Для сборки корпуса была предусмотрена возможность использования переделанных корпусов от Т-72, хотя объем изменений делал это решение не самым выгодным. Тем не менее, достигается унификация во многих деталях с РТ-91.

 Проект PT-2001 Gepard, вариант нового танка от OBRUM с сохранением преемственности с PT-91
Проект PT-2001 Gepard, вариант нового танка от OBRUM с сохранением преемственности с PT-91

В 2001 году оборонные службы изучили два проекта - модернизацию танка Т-72 и разработку нового танка от компании Obrum. В результате исследования было принято решение в пользу первого варианта, так как он был более доступным по стоимости и менее рискованным. Однако окончательное решение о закупке было принято политиками, а не военными. Решено было считать модернизацию старых танков нецелесообразной, а для "укрепления партнерства и унификации" было решено закупить немецкие танки Leopard 2A4 с последующей местной модернизацией. Возникла критика со стороны польских вооруженных сил, однако уже нельзя было ничего изменить.

На переднем крае прогресса

Вернёмся в начало 1990-х годов. Несмотря на то, что работа над польским танком четвёртого поколения была предусмотрена ещё в 1990 году, никакого особого продвижения не было. Ситуация поменялась в середине десятилетия после налаживания сотрудничества с украинскими танкостроителями. Полученная информация о проектах «Молот» и «Нота», а также новости о работе в РФ над танками Объект 640 и Объект 195 снова привели в движение польскую конструкторскую мысль.

 Польский танк четвёртого поколения с шестикатковым шасси разработки 1997 года
Польский танк четвёртого поколения с шестикатковым шасси разработки 1997 года

На основе анализа информации как по советским наработкам, так и данных о западных перспективных машинах, в качестве основного варианта был выбран проект двухместного танка с необитаемой башней. Кроме того, для защиты экипажа было решено использовать переднемоторную компоновку. Другой мерой по усилению живучести танка было вынесение всего боекомплекта в кормовую часть танка с внешней подачей снарядов в башню. Схожие решения использовались на ранних проектах «Леклерка», сказать, заимствовали их поляки у французов или спроектировали сами, сложно.

Боеукладка была отделена от экипажа бронированной перегородкой и оснащена вышибными панелями. Бронирование танка — многослойное комбинированное, способное выдержать попадание любого 125-мм снаряда, предусматривалась установка динамической защиты и комплекса активной защиты польско-украинской разработки. Основное вооружение — 125-мм или 140-мм пушка, для разработки последней предполагалось наладить кооперацию с Германией или Украиной.

 Польский танк четвёртого поколения с семикатковым шасси разработки 1997 года
Польский танк четвёртого поколения с семикатковым шасси разработки 1997 года

Интересным решением было то, что оба члена экипажа имели все органы управления танком и могли выполнять функции водителя и командира-наводчика. По мысли разработчиков, это позволяло танку оставаться боеспособным при выходе одного из танкистов из строя. Наблюдение за полем боя осуществлялось при помощи камер на корпусе и на выдвижных штангах. В движение танк приводил немецкий дизель MTU МТ-881 мощностью 1090 л.с. Первоначально танк разрабатывался на шестикатковом шасси с гидропневматической подвеской, но позже его решили заменить на семикатковое, для лучшей плавности хода и распределения нагрузки. Работы над проектом велись до 1999 года и не предполагали постройки даже опытной машины подобного типа. Скорее, это были пробы и поиск решений для будущего польского танка четвёртого поколения.

Снова к теме танка нового поколения поляки вернулись в середине 2000-х. На фоне роста кооперации с «Рейнметаллом» по созданию польской модификации «Леопарда» 2А4 родилась идея создать совместное предприятие, которое сможет строить для Польши и на экспорт танк четвёртого поколения. Был разработан даже аванпроект этого танка: в целом его компоновочные решения были менее революционны, чем у проекта 1997 года. Экипаж снова вырос до трёх человек, двигатель вернулся в корму, а боеукладка расположилась в боевом отделении.

 Польский танк четвёртого поколения разработки 2003 года
Польский танк четвёртого поколения разработки 2003 года

Интересным решением было использование автомата заряжания карусельного типа, нехарактерного для западного танкостроения. Дополнительная механизированная боеукладка размещалась в кормовой нише необитаемой башни. Других данных о проекте, к сожалению, нет. Судя по всему, работа над ним не вышла из стадии идеи. Также не сложилось и с возможной кооперацией с немцами — польское руководство просто решило закупить более современные немецкие «Леопарды» 2А5.

Места для пожилых

Кроме проблемы унификации вооружения, в начале 2000-х в Польше возник и другой вопрос — на базах хранения осталось более 800 танков Т-55А и Т-55АМ, резать которые на металл поляки были не готовы. Однако, если Т-72М1 и тем более РТ-91 ещё имели шансы на успешное применение, то Т-55 устарели даже для локальных конфликтов. Предполагалось использовать их шасси для различных проектов вспомогательной техники, но наиболее интересным представляется проект тяжёлого БТР Odyniec («Одынец» — вепрь, кабан-одиночка), разработанный в 2001 году.

-14

Проект тяжёлого бронетранспортёра Odyniec на базе танка Т-55

«Одынец» во многом повторял решения израильской машины «Ахзарит» и российского БТР-Т. На месте боевого отделения предполагалось разместить десантный отсек на восемь человек, в передней части машины — смещённого влево механика-водителя и командира, управляющего небольшой башенкой с крупнокалиберным пулемётом и автоматическим гранатомётом. В итоге польская армия могла бы получить бронетранспортёр, защищённый от огня 100-мм и 105-мм пушек, но у военных проект интерес не вызвал — в основном из-за недостатка финансирования и непроработанного размещения десанта.

Нельзя сказать, что перечисленные разработки рубежа веков закончились для польского танкостроения ничем. Хотя грандиозные планы по выдвижению Польши в передовые танкостроительные державы реализовать не удалось, а закупка «Леопардов» отрицательно сказалась на польской промышленности, запал ещё сохраняется. Так, поляки сохраняют надежду серьёзно улучшить старые РТ-91: недавно были показаны РТ-16 и РТ-17 — два новых варианта модернизации. Также польской промышленностью освоен выпуск колёсного БТР/БМП Rosomak («Росомаха»), разрабатывается перспективная БМП нового поколения. Сможет ли Польша усилить свои позиции в мировом танкостроении — покажет время.

Телеграмм канал Альтернативная История

Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉