31 марта 1814 года союзные войска антинаполеоновской коалиции (России, Англии, Пруссии и др.) преимущественно силами русских корпусов взяли штурмом Париж, победно ставя точку в истории наполеоновских войн.
После полного фиаско 700-тысячной армии Наполеона в России Русская Императорская армия не останавливается на неманском рубеже и переносит войну в Центральную Европу. Здесь в 1813 году к антинаполеоновской коалиции, вдохновлённой и созданной Императором Александром I, присоединяются Пруссия, Австрия и Швеция. В октябре 1813 года 300-тысячная армия союзников разбивает 200-тысячную армию французов в многодневном сражении под Лейпцигом, вошедшим в историю как «Битва народов».
Разбитый Наполеон с остатками армии отступил во Францию, за реку Рейн, крупнейшую естественную водную преграду в центральной Европе. Император Александр I настаивал на необходимости преследовать врага на его же территории, однако его инициатива не нашла поддержки Австрии и Пруссии.
Готовясь к походу вглубь Франции русско-австро-прусские войска целых два месяца простояли на восточном берегу Рейна и только после этого форсировали реку.
Эта нерешительная стратегия дала Наполеону, признанному гению маневра, возможность нанести разрозненно наступающим союзным войскам ряд незначительных, но чувствительных для самолюбия поражений. Тем не менее войска коалиции неумолимо приближались к Парижу.
Утром 24 марта 1814 года Император Александр I на совещании с генералами своей армии принял решение атаковать Париж.
В ночь на 31 марта к Парижу подошли 63-тысячная русская и прусская 30-тысячная армии. Силы, обороняющие Париж, насчитывали чуть мене 40 тысяч человек, из которых 15 тысяч являлись неопытными ополченцами. Город начитывал 700 тысяч населения и, кажется, мог бы выставить для защиты столицы куда большие силы. Было очевидно, что французы слишком устали от бесконечных наполеоновских войн.
Тем не менее без боя не обошлось. В 6 часов утра 30 марта 1814 года полки русской армии решительно атаковали части старой гвардии, пытавшихся защитить стратегически важные и укрепленные, господствующие над городом высоты Монмартра. Закаленные десятилетиями сражений французские ветераны сопротивлялись упорно и умело. В бою пало порядка пяти с половиной тысяч русских и свыше 4 тысяч французских гвардейцев. Как бы там ни было, к обеду русские пушки уже целились с окрестных высот на дома и улицы раскинувшегося ниже Парижа. Участь Парижа была предрешена.
Французы отправили парламентёров к русскому Императору. Александр I, отлично помнивший сожженную французами полутора годами ранее первопрестольную, был непреклонен и совершенно конкретен: «Париж будет сдан, иначе к вечеру не узнают места, где была столица…»
Французы дрогнули и согласились сдать Париж, даже не дожидаясь подхода основных сил Наполеона.
Таким образом, именно к вечеру 31 марта 1814 года была поставлена точка в истории многолетних и кровопролитных наполеоновских войн. Утром следующего дня Русская Императорская армия победно, в парадном строю вошла в Париж. А уже на следующий день французский сенат, подчиняясь воле русского Императора, объявил о лишении Наполеона Бонапарта французского трона. Получивший известие, что его столица находится в руках русских солдат и казаков, бывший Император Бонапарт через неделю после падения Парижа принял решение капитулировать и подписал отречение от титула.
Как разительно отличалось поведение Русской Императорской армии от быстро разложившихся и творивших бесчинства французов в Москве 1812 года. Первое время горожане боялись «северных дикарей», но очень скоро поняли, что те не собираются мстить «цивилизованным» галлам за их варварство в России. Да, донские казаки разбили свои биваки в центре на Елисейских полях, купали своих боевых коней прямо в Сене, но они и не думали разорять древний и густонаселенный европейский город, оставив о себе добрую память как об организованной, великодушной и дисциплинированной армии.
Итак, 31 марта 1824 года Париж сдался Императору Александру l Благословенному, и еще через неделю капитулировал Наполеон Бонапарт, пытавшийся утвердить новый мировой порядок. Русские войска, начав свой заграничный поход в 1813 году с границы Российской Империи, победоносно завершили его взятием логова противника.
Такова была и есть историческая традиция российской военной истории. Значение этой победы стоит в одном ряду великих побед нашей армии и народа. В 19 веке, как и в последующем 20-м, мир и Франция были спасены от гегемона, возомнившего себя правителем всех стран и народов. Россия и русский Царь стали важнейшим фактором мировой политики в течение многих десятилетий.
Казалось бы, на таких примерах можно и нужно воспитывать поколения наших людей. Но мы забыли о столь славной дате. Забыли, конечно, неслучайно. По "идеологическим" и политическим причинам. Забыли мы, забыли и наши враги. Вот и получаем угрозы недомерка, у которого последние две буквы фамилии совпадают с именем Наполеона, направить французские войска убивать русских на Украине. Может быть, история никого не учит, но она хорошо воспитывает. Если ее помнить.
31 марта должно стать Днем русской воинской славы. Официально. На государственном уровне. Фракции "Единой России", ЛДПР в Госдуме! В чем дело? Где ваши законодательные инициативы по увековечиванию подвига наших предков?
Всех небеспамятных со славным Праздником!
(по материалам тг-канала «Наследие Империи», очерка И. Рябцева)