Найти тему
Bikini Gun. Записки режиссера

Горькое послевкусие российского колониального кино

Как с конвейера сходят сейчас переделки советской классики, а зрители лишь молят: "Горшочек не вари". "Ну погоди", "Бременские музыканты", "Летучий корабль"... что там ещё? Старое поминать не будем, все эти трэшевые римейки "Джентльменов удачи", "Кавказской пленницы", "Иронии судьбы". Сегодня, глядя на китчевую безвкусицу "Летучего корабля", приходится констатировать, что нас ещё догоняет инерция колониальной культурной эпохи. Большое кино, хочешь - не хочешь, но это игра вдолгую. Уже и Рапоппорт осела в Италии, и Козловский мечтает в Штатах о правильной России, а из фильма Учителя их не выкинуть.

То, что римейки советских киношек и мультиков получаются нагламуренными уродцами, имеет под собой вполне логичное обоснование. Изначальный расчёт киноделов понятен. Они хотят монетизировать неизживаемую любовь зрителей к шедеврам кинематографа СССР. Пирожок с первой полки. Вроде как формула успеха очевидна. Вот только не учитывают уважаемые продюсеры крайне важную составляющую фильмов прошлого, а именно особый культурный код Советского Союза. Без этой базы любой римейк становится выхолощенной и очень дорогой безделушкой. А уж когда под известную киношную или мультяшную историю подсовывают базу колониальной культуры, то зритель и получает "наказание искусством".

Пока с большим скрипом и препонами приходит понимание, что советская культура была продолжением российской культуры, созданной нашими великими классиками. Сложно не заметить, что и то и то растёт из одного морально-нравственного корня. Именно этот корень и рвала изо всех сил компрадорская прозападная элитка последние 30 лет. На смену ему из-за бугра тащили культурные "бусы для аборигенов". Особенно наглядно колониальная культура проявилась на телевидении. Вокально-музыкальные конкурсы, ток-шоу, стендапы и прочая развлекуха... мы потребляем вторичный продукт. Западная идеология вручила нашей около культурной тусовке знамя с лозунгом "пипл схавает". Воспитательная роль искусства? Прививание чувства прекрасного? Нет уж. Будем катать зрителя на голливудской карусели.

Много копий сломано относительно введения цензуры. Хоть какие-то нравственные рамки так или иначе нужны со стороны государства. Что больше всего удивляет, так это отсутствие цензуры денег. По уму-то не давать денег тем, чьи фильмы не окупаются в прокате. Тогда может и киношные бюджеты не будут пилиться на раз-два. Покормили тусовочку народными деньгами, настало время сворачивать лавочку. А оно ведь настало, я правильно понимаю?