Найти тему

Корабли адмирала Попова. От круглых броненосцев до императорской яхты

В свое время броненосцы перевернули привычное представление о возможностях боевых кораблей. Их паровые двигатели, мощные орудия и толстая броня в одночасье сделали деревянные корабли, которые до этого составляли основную силу военно-морских флотов в 50-х годах XIX века, совершенно непригодными для военных действий.

Начало нового направления в кораблестроении России пришлось на годы правления Александра II. После Крымской войны перед морским техническим комитетом возникла необходимость восстановить практически уничтоженный Черноморский военный флот. В то время идейным отцом и негласным конструктором ВМФ России был контр-адмирал Андрей Александрович Попов, на которого генерал-адмирал полагался с полной уверенностью.

Адмирал Андрей Александрович Попов
Адмирал Андрей Александрович Попов

Наиболее известные и амбициозные проекты Попова запомнились тем, что практически перевернули представление о принципах кораблестроения вообще. Броненосцы «Новгород», «Вице-адмирал Попов» и яхта «Ливадия» вошли в историю как корабли… круглой формы.

Задача, которую собирался решить Попов, состояла из трех ключевых моментов.

Во-первых, необходимо было построить корабль, способный нести тяжелое вооружение, но при этом не переворачивающийся при бортовом залпе.

Во-вторых, требовалась экономия материальных средств, так как царская казна опустела в ходе Крымской войны.

И, в-третьих, нужно было достичь максимально возможной компенсации водоизмещения при ограниченных габаритных размерах. Вице-адмирал Попов предложил достаточно простое решение этих проблем – создать конструкцию судна, у которого ширина и длина были бы равны, то есть с круглой палубой.

 Броненосец «Новгород» на стапеле (http://www.monitor-ship.ru)
Броненосец «Новгород» на стапеле (http://www.monitor-ship.ru)

Проект Попова несомненно привлек внимание морского ведомства, поскольку он отвечал требованиям Александра II - возможность установки орудий калибром 280 мм при осадке 3,3 м. В результате была создана экспериментальная модель, которая успешно прошла испытания.

Император одобрил начало работ над первым броненосцем "Новгород", диаметр которого должен был составить 46 м. Исходя из конструкции "Новгорода" планировалось сформировать основу оборонительных резервов - 10 кораблей, которые должны были стать отправной точкой восстановления всего Черноморского флота.

"Новгород" обладал высокой неубиваемостью и толстой броней (внутренние листы 178 мм и внешние 229 мм). В центре корабля располагалась открытая башня - барбет, в которой размещались два орудия калибром 280 мм, а ходовая часть состояла из восьми котлов и шести паровых машин.

Спуск на воду и испытания корабля проходили на половинной мощности двигателей, которые обслуживалась недостаточно опытной командой. Тем не менее, это не повлияло на решение комиссии, которая признала испытания успешными. В результате морское ведомство приняло следующее решение - с учетом ошибок и недочетов "Новгорода" разработать новый броненосец "Вице-адмирал Попов", который стал вторым этапом в поповской "трилогии".

 Броненосец «Вице-адмирал Попов» (http://topwar.ru)
Броненосец «Вице-адмирал Попов» (http://topwar.ru)

Результаты испытаний нового корабля Попова оказались вполне удовлетворительными, однако его маневренность оставляла желать лучшего, несмотря на все усилия конструктора, которые направлялись на то, чтобы приспособить судно к длительным плаваниям по морю. За время войны с Турцией в 1877 году эта слабость корабля была явно продемонстрирована.

Почти весь период войны оба корабля Попова находились на рейде в Одессе в оборонительном положении. Только однажды возникла необходимость нанести предупредительный удар по турецким судам, которые находились в опасной близости от прибрежных минных заграждений. Как ни странно, ни "Новгород", ни "Вице-адмирал Попов" не смогли принять участие в бою из-за просто неспособности догнать корабли противника, хотя последние были боеспособнее российских. По этому инциденту была назначена комиссия, которая пришла к выводу, что круглые суда не предназначены для сражений в открытом море.

После окончания Русско-Турецкой войны начался заключительный этап в кораблестроении Попова. Он начался с необходимости создания новой императорской яхты, так как старая, "Ливадия", была потеряна в крушении. Последний проект Попова предусматривал не только безопасность, непотопляемость и комфорт судна, но и выдающиеся скоростные характеристики – не менее 14 узлов. Строительство яхты проходило в Англии на заводе "Джон Эльдер & К". По контракту судно должно было достигать скорости в 15 узлов, в противном случае человеку, который брался за строительство, грозили серьезные штрафы.

Торжественный спуск новой императорской яхты на воду состоялся 25 июня 1880 года. Внешне это уже не было обычное круглое судно – палуба приобрела эллипсоидную форму, а корпус был приспособлен по ватерлинии и установлен на понтон. Это стало настоящим революционным решением в области кораблестроения – двойное дно яхты состояло из сорока водозащищенных отсеков, что давало судну огромную защищенность от потопления. И визуально яхта выглядела по-настоящему роскошно, как и полагается императорскому судну.

 Императорская яхта «Ливадия» в Неаполе, май 1881 г. (http://topwar.ru)
Императорская яхта «Ливадия» в Неаполе, май 1881 г. (http://topwar.ru)

Предпусковой тест прошел изумительно - судно успешно справилось со скоростью 14-15 узлов и продемонстрировало прекрасную устойчивость. Испытывая сильное желание подтвердить свою конструкторскую гениальность, Попов решил отправиться в длительный круиз. Во время него "Ливадия" попала в шторм и получила повреждения на днище.

Экспертиза доказала, что небольшая осадка и малое водоизмещение судна привели к возникновению килевой качки, в результате чего волны начали сильно ударяться о дно корабля. При увеличении высоты волн "Ливадия" теряла свою плавучесть, что делало ее непригодной для длительных плаваний в море.

Когда на престол взошел Александр III, эра круглых судов подошла к концу. В результате реорганизации морского ведомства Попов был отстранен от "округления отечественной корабельной архитектуры".

Несмотря на неудачный эксперимент адмирала Попова, судостроение всего мира получило бесценный опыт, основанный на его технических решениях. Была испытана защита корпуса судна с помощью водонепроницаемых отсеков, а также увеличение подводной части корабля, что впоследствии вдохновило инженеров на создание булей - выступающих накладок на бортах.

-5

Телеграмм канал Альтернативная История

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉