Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Бедные-несчастные. Разбор фильма

Недавно вместе с коллегами посмотрела фильм Йоргоса Лантимоса "Бедные-несчастные" (в оригинале Poor Things). На глубокий анализ претендовать не буду, но кое-какими мыслями и впечатлениями поделиться хочется.

Главная героиня фильма Белла Бакстер (Эмма Стоун) - создание доктора Годвина Бакстера, которого она называет Бог. Это очень символично, учитывая, как Белла появилась на свет. Её происхождение поразительно: беременная женщина покончила с собой, прыгнув с моста, и доктор "оживил" её, заменив её собственный мозг мозгом плода, извлечённого из её тела. Ассоциации, которые у меня пролетели в связи с этим моментом: "Франкенштейн", "Голова профессора Доуэля", "Собачье сердце"... Метафорически же, на мой взгляд, это обозначает, что в каждом из нас есть маленький ребёнок, живой и непосредственный, чистый лист, на котором можно написать всё, что угодно.

Пока Белла маленькая (у неё мозг младенца, она ещё плохо владеет своим телом, она только знакомится с миром и предметами), её восприятие мира примитивное и простое - и изображение на экране всё время остаётся чёрно-белым. Бог продолжает заниматься своей работой, оперирует и исследует, при этом Белла может свободно войти в операционную. Правда, Бог благоразумно не подпускает её к живым пациентам, но разрешает играть с трупами. И Белла играет, как умеет: у маленьких детей агрессивные импульсы не тормозятся, они запросто могут играть с ножницами, не замечая, что могут причинить боль. У трупа не может быть боли, и агрессивные импульсы Беллы никто не тормозит.

Бог выбирает среди своих студентов Макса Маккэндлса, которому он поручает следить за Беллой и изучать её развитие. Поскольку Белла обладает телом взрослой женщины и одновременно детской непосредственностью, неудивительно, что Макс влюбляется в неё. Но он робок, и Бог сам предлагает ему руку Беллы.

Есть в детстве Беллы ещё один показательный эпизод: вечером Бог и она лежат на постели, Бог читает ей книгу, а она обнимает его, спрашивая, будет ли он спать сегодня с ней вместе. Бог отказывается и резко поднимается с постели. Есть у меня подозрение, что здесь есть намёк на инцестуозные чувства (всё-таки Бог - в какой-то степени отец Беллы). Хотя затем Бог признаётся Максу, что он не способен совершить половой акт. Вообще, Бог - не менее интересный персонаж. Его лицо изуродовано, всё в шрамах. Тело тоже подвергалось испытаниям. Всё это сделал с ним его собственный отец в каких-то своих садистически-исследовательски-обучающих целях. Правда, по моим сведениям, в романе Аласдера Грея, по которому снят фильм, инцест всё же присутствует, но сам роман я, к сожалению, пока ещё не читала. Интересно будет проверить мою версию.

Белла развивается (хотела написать: растёт, но это неверно) и однажды обнаруживает источник огромного удовольствия - своё тело. Она тут же сообщает об этом служанке и Максу. Об этом становится известно и Богу, и это подталкивает его поскорее выдать Беллу замуж за Макса. Для того чтобы уладить все дела, Бог приглашает адвоката Дункана Уэддербёрна, который, интересуясь столь необычным делом, обследует дом и обнаруживает Беллу. Польстившись на молодое тело, Дункан уговаривает Беллу бежать с ним, чтобы увидеть весь мир. Фильм становится цветным, и это говорит о том, что восприятие Беллой мира стало гораздо более полным, ярким. С детской непосредственностью Белла сообщает о своём плане Богу, и он отпускает её в это путешествие, зашивая в подол её платья деньги. Это тоже очень символично: любой родитель сталкивается с тем, что ребёнок созревает для самостоятельной жизни. Правда, не у всех родителей хватает душевных сил для того, чтобы отпустить ребёнка. Бог не только не препятствует своему ребёнку, но и даёт Белле ресурсы на трудные времена, веря в то, что она справится.

Путешествуя с Дунканом, Белла узнаёт все радости "неистовых прыжков". Но суждения её остаются такими же прямыми и непосредственными. Дункану трудно удержать её в "рамках приличий", она часто ставит его своим поведением в неловкое положение. Столкнувшись с такими трудностями, он прибегает к удобным способам избегания трудностей: алкоголю и азартным играм. Белла же тем временем знакомится с пожилой интеллигентной женщиной Мартой фон Курцрок, которая открывает для неё философию. Белла начинает читать, её высказывания всё больше бесят Дункана, он понимает, что она выходит из-под его власти, но он бессилен что-либо сделать.

Белла переживает большое потрясение, когда перед ней открывается мир бедных голодных детей. Она всю свою жизнь прожила в достатке и впервые столкнулась с огромным несчастьем. Она собирает все деньги, выигранные Дунканом, и доверчиво передаёт их двум матросам "для детей". В её мире нет нечестности и алчности, и она не подозревает её в других людях.

В результате, неплатёжеспособного Дункана и Беллу высаживают с корабля в Марселе, и они добираются до Парижа. И если Дункан совершенно раздавлен и не знает, как жить дальше, то Белла идёт на следующий эксперимент: она обращается к хозяйке "отеля", который оказывается публичным домом. Хозяйка, мадам Суини, объясняет ей условия проживания, и Белла соглашается. Раздобыв деньги, она отправляется накормить Дункана, но он, узнав о способе, которым Белла их заработала, с отвращением отвергает еду. Белла вспоминает о деньгах, которые зашил в её платье отец, Бог, показывает их Дункану, и Дункан забирает их и покидает Беллу. Но Белла совершенно уверена, что может зарабатывать, и способ заработка для неё неважен. Она возвращается в публичный дом и остаётся там, попутно узнавая, что секс - это далеко не всегда про удовольствие. Заодно она проникается социалистическими идеями, которые предлагают ей другие сотрудницы.

Тем временем Годвин Бакстер, Бог, смертельно больной, поручает Максу найти Беллу и вернуть её домой. Макс разыскивает её через Дункана, помещённого в лечебницу в явно нестабильном психическом состоянии. Белла, узнав о состоянии Бога, возвращается домой. Здесь прямое указание на "возвращение к Богу". Белла порывает со своим прошлым и решает начать новую жизнь в браке с Максом. Но провидение вновь меняет все планы: во время венчания появляется её бывший муж, и Белла узнаёт, что на самом деле она - Виктория Блессингтон, жена Альфи Блессингтона, которая покончила с собой, но которой дал вторую жизнь Годвин Бакстер. Заинтересованная своим прошлым, она прерывает брачную церемонию и отправляется вместе с Альфи в его замок, чтобы узнать, что двигало Викторией, когда она решила покончить с собой. На мой взгляд, в этом моменте показана важность узнавания прошлого для того, чтобы жить в настоящем и будущем. Белла-Виктория обнаруживает, что Альфи - садист, и что она когда-то пыталась таким образом спастись от него. Мне для полноты картины не хватило ещё немного прошлого Беллы-Виктории - информации о её настоящем детстве и родителях и как именно судьба свела её с Альфи Блессингтоном, но это, видимо, останется объектом для фантазии.

Финал фильма также очень символичен: Белла становится хирургом, взяв эстафетную палочку от Годвина Бакстера. Она вершит суд справедливости, пересаживая Альфи мозг козла и превращая его в животное, коим он, по своей сути, и был.

Таким образом, на протяжении всего фильма мы видим развитие и становление женщины, причём как в физическом, так и в духовном плане. Фильм может показаться жёстким, он не сглаживает действительность принятыми в обществе методами воспитания. Годвин Бакстер, сам свободный от условностей общества, передаёт эту свободу Белле, и как бы ни пыталось общество её ограничить, Белла не меняет свою свободу на сомнительные плюсы, которые она от этого получит.

Фильм получился очень феминистским. Женский образ в фильме гораздо сильнее, чем все мужские образы. Финальная "кастрация" мужчины, Альфи, ещё сильнее это подчёркивает.

Ассоциативно мне этот фильм напомнил "Заводной апельсин" Стенли Кубрика: он также наполнен символами, также красив с эстетической точки зрения, и также жесток, обнажая в данном случае женскую натуру, не прикрытую воспитанием и общественными нормами и правилами.

Почему же фильм называется "Бедные-несчастные"? На мой взгляд, в нём нет ни одного счастливого персонажа. И даже Белла, пройдя большой путь развития, по сути, остаётся в нарциссическом одиночестве, горделиво возвышаясь над миром. Это моя версия, буду рада услышать вашу.

Если вы смотрели фильм, напишите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от него!

С удовольствием представляю вам мой новый интернет-курс "Как едят эмоции"

© Москвитина Татьяна 2024

Запись на консультацию WA +79234367677

Приглашаю коллег в супервизионную группу

Автор: Москвитина Татьяна Николаевна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru