Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Связь интернет зависимости, отношений в семье, суицидальных мыслей у подростков

Добрый день! Сегодня хотелось бы поделиться с Вами результатами одного из моих исследований в этой статье. Приятного чтения!

Современное общество ежедневно использует девайсы, которые предназначены для проведения времени в on-line пространстве. Утром почти каждый человек первым делом проверяет оповещения, которые за ночь могли прийти на новомодное устройство. Депрессивные мысли они привыкли выплескивать в пространстве, где это будет анонимно. Большая часть жизни протекает в иллюзорном пространстве, которое поглощает с каждым входом все больше. Каждый год мы наблюдаем бесконечное совершенствование технологий, провайдеров, новые тарифы. Люди, находясь вдали от излюбленного устройства, впадают в состояние фрустрации**.

Воспитание подростков всегда было не легким, однако в настоящее время этот процесс усложнился. Дети стали меньше доверять родственникам, предпочитая открыть себя анониму в интернете. Конечно, не стоит всю ответственность перекладывать на интернет. При большом недоверии в семье, желание делиться с ними личными переживаниями никогда не возникнет. Конфликтные семьи способны не только спровоцировать ребенка на уход от реальности, но и на мысли о собственном несовершенстве и мыслях о суициде. Тогда виртуальное пространство может стать единственным спасителем для подростка, который задумывается о том, чтобы закончить свою жизнь. В обратном же случае, в семье, где все слушают друг друга и являются опорой, желание попросить помощи внутри семьи может быть гораздо выше. Использование интернета создает ощущение владения ситуацией. Такое ощущение помогает чувствовать себя более комфортно и спокойно, избегая большего стресса, чем в реальном мире. Стремясь получить контроль над собственной жизнью, все больше людей окунаются в виртуальное пространство и стараются проводить в нем большую часть собственной жизни.

Цель исследования:

Изучить связь интернет – зависимости, отношений в семье, суицидальных мыслей у подростков.

Общая гипотеза:

Между интернет зависимостью, проблемами в семье, риску суицида у подростков существует взаимосвязь.

Частные гипотезы:

  • У подростков с признаками интернет зависимости чаще встречаются проблемы в семье
  • В семьях с проблемами у подростков повышен риск суицида и интернет аддикции*

Так как целью является поделиться результатами, то библиографическую часть своего исследования я пропущу, но небольшие объяснения терминологии будут указаны по ходу необходимости.

Для изучения аспектов необходимых для подтверждения или опровержения гипотез были использованы следующие методики:

1. Шкала Интернет-зависимости Чена (CIAS)

Шкала интернет зависимости Чена Разработчик: S.-H. Cnen, 2003 год, Китай

2. Шкала семейного окружения (ШСО)

3. Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой

4. Шкала безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al.)

В исследовании участвовало 30 подростков из разных классов одной возрастной категории. Возраст респондентов 16-18 лет. Далее все испытуемые были поделены по результатам методики CIAS на две группы: с признаками интернет зависимости и без них (далее группа 1 и группа 2)

Все дальнейшие результаты сравнивались по средним показателям для двух групп. В результатах, полученных после обработки, мы можем увидеть разницу практически по всем показателям для двух групп.

Результаты ШСО

-2

В результатах, полученных после обработки, мы можем увидеть разницу практически по всем показателям для двух групп. Опираясь на показатели мы можем сделать предположение, что в семьях, где более жестко обозначены роли и обязанности в семье, склонность к интернет зависимости снижается. Это же подтверждается различием по показателю организованности. Но, не стоит забывать и о других различиях. В семьях, где открытое выражение гнева меньше проявляется, склонность к интернет зависимости больше. Также отметим, что у подростков с признаками интернет зависимости средний показатель независимости в семье ниже, чем у подростков без признаков интернет зависимости. Это может означать, что в семьях, где стремление к независимости менее поощряется подросток склонен к интернет зависимости больше, так как в виртуальном пространстве он ощущает собственную независимость и способен принимать решения самостоятельно. Еще одним не менее важным различием является показатель ориентированности на достижения. В семьях, где учебе придают более соревновательный характер и требуют достижения все более высоких успехов, подростки более склонны к интернет зависимости, так как в онлайне они не вынуждены стараться добиваться успехов во всем, а могут быть собой, пробовать новое, делать все в собственное удовольствие, а не ради достижения похвалы от родителей. Также в семьях, где ориентация на достижения выше, также повышен показатель независимости. Это означает, что подростки достигают высоких результатов благодаря поощрению их самостоятельности. Подросток изучает себя и свои желания самостоятельно, имея при этом поддержку со стороны родственников. Это позволяет ему учиться осознавать собственные желания и ставить цели, которых он сам хотел бы достигнуть. Так как родители дают опору для новых начинаний, индивид наиболее замотивирован к достижениям в выбранной области, потому что это был его осознанный выбор согласно собственным желаниям. Кроме того, в семьях, где показатель ориентации на активный отдых выше, выше показатель конфликта. Это говорит о том, что при возможности открыто выражать свое недовольство, доверие в семье растет, что позволяет им совместно проводить время на природе чаще и в собственное удовольствие. Благодаря доверительным и открытым отношениям в семье, их направленность на благополучие друг друга повышается, желание помочь в семье кому-то помогает чувствовать принадлежность к семье. Таким образом проводить время всей семьей становится не наказанием, а положительным моментом, позволяющим отдохнуть от повседневных забот всем членам семьи. При этом такой отдых маловероятно приведет к созданию новых стрессовых ситуаций.

Результаты шкалы безнадёжности.

-3

После обработки данных по шкале безнадежности мы получили результаты, которые говорят о том, что у подростков с признаками интернет зависимости уровень безнадежности гораздо выше, чем у подростков без данных признаков. Данные показатели говорят о том, что подростки не видят позитивных перспектив в своем будущем и скрываются в виртуальном пространстве преследуя цель создать иллюзию счастливого существования. Из-за того, что подросток не чувствует себя уверенно, он не видит значимость в собственном существовании и не хочет выстраивать долгосрочные перспективы на жизнь, он ищет дополнительный ресурс для поддержания своего существования. Если в семье нет данного ресурса, индивид обращается к новым известным ему источникам. Одним из самых распространенных источников поддержки, мотивации и понимания является многообразная виртуальная сеть. В интернете можно найти статьи для самопомощи, мотивирующие ролики или же просто найти собеседника, который будет принимать все проявления эмоций, внимательно будет слушать о твоих желаниях, целях и будет давать поддержку в новых начинаниях. Таким образом, подросток обращается за помощью к интернет ресурсу. Подросток, вынужденный удерживать негативные эмоции в себе, не видит более позитивных перспектив для своего будущего, вследствие чего ищет среду, где сможет чувствовать себя свободнее, открыто выражать свои эмоции и искать лучшие перспективы на будущее. Данной средой становится интернет пространство.

Результаты опросника суицидального риска

-4

Опираясь на результаты, полученные после обработки опросника суицидального риска, мы приходим к выводам, что почти все показатели между двух групп одинаково различаются, кроме одного. Показатель слом культурных барьеров выше у второй группы. Мы предполагаем, что это может быть связано с поиском оправдания для своих сверстников, которые совершают самоубийства. Вернемся к другим показателям. Демонстративное поведение больше встречается у подростков с признаками интернет зависимости. Мы предполагаем, что это своеобразный крик о помощи и просьба обратить на них внимание. Для этого подростки ищут все возможные пути чтобы попросить помощи. Показатель социального пессимизма также выше у группы 1. Подростки не видят радости в собственной жизни, у них также повышен показатель временных перспектив. Группа 1 это подростки, которые не видят позитивного пути для своего будущего, расценивают свою жизнь менее значимо и предположительно легче готовы с ней расстаться.

Для более заинтересованных лиц корреляционные связи:

  • Между конфликтом и CIAS существует обратная корреляционная связь (p<0.05)
  • Между независимостью и ориентацией семьи на достижения существует прямая корреляционная связь (p<0.05)
  • Между независимостью и CIAS существует обратная корреляционная связь (p<0.05)
  • Между конфликтом и направленностью семьи на активный отдых существует прямая корреляционная связь (p<0.05)
  • Между конфликтом и независимостью существует прямая корреляционная связь (p<0.01)
  • Между безнадежностью и результатами CIAS существует прямая корреляционная связь (p<0.05)
  • Между безнадежностью и конфликтом существует обратная корреляционная связь (p<0.05)
  • Между безнадежностью и независимостью существует обратная корреляционная связь (p<0.05)
  • Между безнадежностью и антисуицидальным фактором существует обратная корреляционная связь (p<0.01)
  • Между антисуицидальном фактором и временными перспективами существует обратная корреляционная связь (p<0.01)
  • Между антисуицидальным фактором и конфликтом существует прямая корреляционная связь (p<0.05)
  • Между антисуицидальным фактором и несостоятельностью существует обратная корреляционная связь (p<0.05)
  • Между временными перспективами и конфликтом существует обратная корреляционная связь (p<0.01)
  • Между конфликтом и уникальностью существует обратная корреляционная связь (p<0.01)
  • Между конфликтом и несостоятельностью существует обратная корреляционная связь (p<0.01)
  • Между конфликтом и временными перспективами существует обратная корреляционная связь (p<0.01)
  • Между конфликтом и демонстративностью существует обратная корреляционная связь (p<0.05)
  • Между независимостью и временными перспективами существует обратная корреляционная связь (p<0.05)
  • Между независимостью и несостоятельностью существует обратная корреляционная связь (p<0.01)

Подведем итоги.

  • Интернет аддикция у подростка чаще появляется в семьях, где независимость ребенка не поощряется, а направленность семьи на достижения повышена. Подросток, стремящийся к получению новых ощущений и эмоций, желающий опробовать что-то новое и найти свой путь по душе, стремится к тому, чтобы на данном этапе родители поддержали его начинания, ведь благодаря этому он сможет лучше узнать себя и собственные желания и увлечения без максимальных потерь. В семьях, где такие индивиды не получают поддержку, но при этом от них требуют получения новых достижений в учебе, кружках и пр. подростки склонны к поиску такой поддержки вне семейного круга. Интернет пространство способно найти любого человека, который тебя примет таким как ты есть и будет поддерживать любые начинания. Именно поэтому ребенок становится подвержен риску появления интернет зависимости.
  • Риск суицида у подростков повышен в семьях, где показатели независимости, контроля, организованности понижены. В семьях, где стремление ребенка к независимости не получает позитивного подкрепления, нет четкого разделения ролей и иерархичности, риск подросткового суицида повышается.
  • Вследствие проблем в семье подростки более склонны к суицидальному поведению и уходу от реальности при помощи интернета. Подростки, не получающие необходимый уровень поддержки в семье перестают ощущать собственную значимость, обесценивают жизнь. Продолжая поиск поддержки и пространства, где он сможет вести себя наиболее открыто, индивид становится подвержен зависимости от интернета, так как получает необходимую поддержку и понимание на просторах виртуальной реальности.

В семьях, где открытое выражение негативных эмоций порицается, стремление к независимости не поддерживается, подросток перестает ценить собственную жизнь, не строит планы на будущее и склонен к делинкветному поведению. Из-за того, что в семье подростку не желательно пробовать, что ему интересно, а больше вынужден выполнять требования родителей или руководствоваться исключительно их советами, при этом индивид не может открыто выразить свое недовольство, растет шанс демонстративного поведения как акции протеста против существующих правил. Подросток может делать что-то специально противоположно от заданной ему задачи, для того чтобы привлечь к себе внимание, тем самым он пытается позвать на помощь или показать свое недовольство действием, которое от него требуется. Вследствие чего у подростка формируется привычка, что желаемое от родителей нужно выполнять противоположно или же не выполнять вовсе. Так подросток может совершать противоправные действия, руководствуясь тем, что благодаря этому его заметят и услышат.

Как заключение хотелось бы сказать.

Подростковый возраст является стрессовым периодом в жизни индивида. В это время он нацелен не только на родителей, но и на сверстников. однако, основным влиянием все еще обладают родители. Если не показывать ребенку пример открытого выражения эмоций, не учить его с ними работать, это приведет к проблемам в социальной адаптации подростка. Из-за неумения распознавать подлинные эмоции, подросток может столкнуться с трудностями установления социальных контактов. Проблемы в выражении эмоций приводят к повышению демонстративности, что является криком о помощи индивида на его жизненном пути. Подросток в семье, где от него требуют достижения высоких успехов и при этом не поощряют его независимость, теряет собственную значимость. Он перестает видеть в жизни что-то хорошее и, находясь в состоянии постоянного стресса, перестает ценить свою жизнь, не планирует своего будущего. Тогда он пытается найти ту среду обитания, где ему будет комфортно и где он сможет быть более свободным. Этой средой становится виртуальное пространство. Таким образом, подросток старается социализироваться самостоятельно и продолжить существовать. Однако данный выход не помогает ему чувствовать такие же эмоции в реальном мире. Тем самым он начинает замещать реальный мир виртуальным. Продолжая сталкиваться с упреками и отсутствием поддержки к независимости, подросток начинает ощущать собственную неполноценность и уникальность в его проблемах, что приводит его к мысли, что остановить данные страдания поможет уход из жизни в целом. Аддикции не появляются в тех семьях, где все хорошо. Не смотря на возраст, ребенок в семье остается ребенком и необходимо уделять должное внимание его проблемам, просьбам и желаниям. При достаточном внимании семьи к проблемам подростка и своевременной помощи шансы развития аддикции снижаются. Это также способствует помощи в адаптации подростка к социальной жизни и дальнейшему развитию его как личности. Кроме того своевременная помощь позволяет формировать модель поведения, которая в дальнейшем будет применяться им на собственных детях, что приведет к повышению процента психически здоровых подростков в будущем. Интернет не является всемирным злом. Для многих виртуальное пространство это способ остановить себя от суицида. В дальнейшем хотелось бы рассмотреть связь интернет зависимости, суицидального поведения, скрытой агрессии, и депрессии у подростков.

* Аддикция - зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.

** Фрустрация - (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия.

Автор: Веневцева Ирина Александровна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru