Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Южная ночь. Не ждали.

Оглавление

Анатолий Дудник

Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/ZgjQB3KZeydr-TRy

Фото Александра Кузьмина
Фото Александра Кузьмина

Лето 1983 года. Николаев – замечательный город кораблестроителей, моряков и советских наркоманов со сфокусированным в бесконечность взглядом и малиновым лицом, окаймленным мохнатой кепкой.

Корабль у стенки Черноморского судостроительного завода: ремонт! Семьи офицеров и мичманов экипажа, кому повезло, компактно размещены в общежитии, что на перекрестке тихих безлюдных улиц Чигрина и Садовой вдали от шумных магистралей.

Южная темная ночь (североморцы меня хорошо понимают). Тихо – тихо! Лишь клены с притихшими птахами иногда шелестят. Только что бодрствовала одна Наталья – время кормления сына. Но минуту назад она меня подняла своим тревожным шепотом, от которого в темноте по спине крупные мурашки пробежали: дескать, на стреле крана в соседнем дворе, где строят дом, кто-то висит! Зрению жены нет оснований не доверять, но все равно щурюсь в оконный проем своим близоруким сонным взглядом.

Точно – висит и иногда слегка покачивается. Жуть! Воображение само дорисовывает реально происходящее. Несколько ночей назад кто-то из общежитского фойе (прямо за нашей стенкой) утащил выставленный мною неисправный холодильник. Просто солдатские сапоги (воинская часть напротив) погремели – погремели, и у меня не стало хлопот с выносом и вывозом этого самого неморозящего «Морозко». Дело было ночью и жена, конечно, все слышала.

Этой же ночью жену не смог до конца успокоить и убедить, что это совсем не то, что она предполагает: так до утра и прободрствовали, по очереди проверяя периодически «висит – не висит».

Утром, выходя на службу, в немедленной готовности содрогнуться от ужасной картины, посмотрел на стройку и - увидел своими красными воспаленными от бессонной ночи глазами кислородный баллон приятного флотского цвета, предусмотрительно поднятый строителями на приличную высоту.

Распираемый резко вспыхнувшим желанием рассказать товарищам о наших ночных кошмарах, заторопился к трамвайной остановке по длиннющей тенистой аллее. Когда уже подходили к проходной огромного, похожего на муравейник завода, я подумал: «Сколько же еще бессонных ночей пройдет, пока жена детей вырастит?!»

-2

Пирожок

С удовольствием и истинным наслаждением перечитал на proza.ru  рассказ Сергея Соболева Сергеева «Разговоры за топливо». Замечательно, с искренней любовью к своему судну,  товарищам  и  порученному делу  написано!

До сих пор горжусь, что  в  последние три  года  моей службы  на «Киеве», пришедшиеся и на заводской ремонт,  командовал  большим подразделением -  боевой  частью семь (БЧ-7). Одно время она называлась боевой частью управления,  затем - радиотехнической.   В подразделении по штату было 136 человек личного состава (при призывах и больше), 36 мичманов и 24 офицера. Но глядя на строй стоящей напротив на полётной палубе   боевой части пять БЧ-5 (электромеханической), я мысленно "снимал шапку" перед её командиром, так как в ней только личного состава было за 200 человек.

Помню, что  ещё лейтенантом  осенью далёкого 1981 года, изучив, в основном по документации, устройство корабля, сдавал зачёт тогдашнему командиру БЧ-5 капитану 2 ранга Синице Александру Сергеевичу. Ему, судя по всему, понравилось, как я  ответил на вопросы: он отметил это то ли на строевом собрании офицеров, то ли на партийном собрании корабля. А что такое первая оценка для молодого лейтенанта из числа десятка таких же, пришедших на флагманский корабль Северного флота, которых ещё никто толком в глаза не знает даже в собственной боевой части?!

Возможно,  я и забыл бы через столько лет об этом случае, если бы  в свой первый  же корабельный день рождения не был поздравлен за обедом в кают-компании. Сделал это командир БЧ-5, который объявил, что мне  вручается эксклюзивный памятный пирожок  - до этого, да и потом, такого не было заведено. Честно признаюсь, что в присутствии двухсот офицеров в кают-компании мне - совсем молодому лейтенанту было чертовски приятно получить такой знак внимания.

Пролетели  годы службы на корабле.  Я с теплотой  вспоминаю  командование корабля,  офицеров, мичманов и матросов, служивших со мной на «Киеве», так как, благодаря им,  нам  всегда удавалось решать поставленные перед  подразделением задачи.  Сейчас, когда минул 31 год, как я пришёл  на «Киев»,  мне кажется, что  все 10 лет своей службы на крейсере я отрабатывал  тот  пирожок.

-3

Дед и баба

Вспомнил, как однажды молодым лейтенантом встретил в Мурмашах прилетевшую из Ленинграда супругу. На вокзале в Мурманске пересели в "Икарус", следовавший  до Североморска.

В салоне вниманием  пассажиров завладела пара преклонных лет, суетящаяся на сидениях первого ряда. Сухощавый спокойный и молчаливый дед и ещё более сухая, но  нервная и громкая  женщина с недовольным лицом. Она ежеминутно шпыняла деда, как котёнка, всё время его одёргивала - руководила им в режиме реального времени. Было неудобно за деда и, почему-то, обидно за себя.

Неприкрытая досада бабки на её спутника растекалась по салону вязким потоком - пассажиры с любопытством, вытянув шеи, выглядывали в проход. Через пять минут этой сцены я устал, как будто  меня катком раскатали.

Наконец, в паузе между восклицаниями бабки, словно дождавшись очереди и боясь пропустить свой выход, торопливо завёлся  двигатель. Поехали!

Прошло много лет, и чем ближе я подхожу к возрасту героев зарисовки, тем чаще замечаю скромные трогательные парочки  убелённых сединами людей, тепло и заботливо опекающих друг друга. "Ну какие же они молодцы!"

-4

Шпильки

Одноклассник по училищу Сергей пригласил ребят на празднование Дня Военно-Морского флота к себе в деревню. Приехав с супругой пораньше и устав без дела бродить по участку, я решил помочь товарищу в дооборудовании качелей.  Двое его загорелых друзей уже вовсю трудились.

Приятель сказал, что  надо от металлического прута с резьбой отрезать четыре шпильки для крепления сидения к цепям и даже показал, как следует это делать. Работаю себе спокойно в мастерской, никого не трогаю: болгарка ровно шумит, а огненная окалина весело бьётся в линзы очков.

- Руки и у меня растут откуда надо! - тихо хвалю себя.

Две  шпильки отрезал, пилил третью, когда неожиданно, под визг, что-то как треснет меня по носу! Ощущение такое, словно рашпилем по заготовке прошлись. Даже слёзы на глазах от избытка ощущений  проступили. Кончик носа горит, глаза чем-то застилает. Болгарка воет  истерическим голосом. Пытаюсь её выключить - не получается, почему-то, а с носа, между тем, что-то капает.

Ну вот, наконец, выключил этот замечательный инструмент. Неистовую болгарку положил на верстак подальше от себя. Смотрю на неё сквозь посеченные линзы: оказывается сегмент абразивного диска отлетел и шибанул меня в самый "пятачок". Потрогал нос - пальцы в крови. Подошёл к автомобилю и заглянул в боковое зеркало.

- Слов нет! Красавчик! - радовался я, что сам процесс никто из окружающих не видел.

Показалось, что нос стал более благородной греческой формы. Приехавшие ребята с удивлением смотрели на трезвого и ободранного меня, а я делал вид, что всё в допусках - дескать, так и было задумано.

Отшумел праздник. Нос уже не ободран. Давненько я у товарища не был.

- Может быть Сергей уже и новый диск прикупил? Шпильки-то надо дорезать! А праздник таким и должен быть - со слезами на глазах. Верно?!

-5

Шпильки 2

Корабль, отработав по плану учений "Атлантика-80, стоял на своей бочке на внешнем рейде Североморска. Лето. Солнечно и тепло. Штиль. Над крейсером парят бакланы. Одним словом - благодать! Матросы авиационно-технической боевой части  только-только закончили уборку полетной палубы. Она из симпатичных плиток зелёного цвета размером 60 на 60 см, прикреплённых к палубе пятью металлическими шпильками с помощью сварки. Над гладенькой плиткой возвышаются  отшлифованные рабочими и матросскими руками бугорки - то, что осталось сверху  плитки.

Плитки при взлёте штурмовиков попадают в зону сопла реактивного двигателя. От высокой температуры газов эти самые бугорки размером с тяжёлую пулю дуэльного пистолета, нередко отскакивают, и иногда попадают в лопатки двигателей взлетающих и  садящихся на палубу летательных аппаратов. Якобы каждая плитка состоит из каких-то специальных материалов и стоит как телевизор!

Однако двигатели стоят куда дороже! По этой причине в перерывах между залетами корабельные и полковые авиаторы выстраиваются в одну шеренгу и, медленно, но сноровисто, шагая в нос или в корму, внимательно, плитка за литкой осматривают ВПП и убирают попавшийся на глаза мусор, в том числе и сорванные клёпки.

Когда "аэродром" отдыхает, по "лужайке" длиной без малого 200 метров так приятно пройтись! Тем более, что нынче воскресенье: после подъёма флага экипаж приглашается на бак, где "развернулся" ВИА из Тольятти, если не изменяет память, а после обеда в ангар на творческую встречу с киноактёром Вячеславом Тихоновым.

- А в роли Штирлица на его лице было куда меньше морщин! - заключил я, внимательно рассмотрев Народного артиста! Встреча прошла в теплой обстановке и запомнилась на всю жизнь.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Пианино

Ура! Суббота. Долгожданный сход на берег, благо, что корабль стоит в судоремонтном заводе. Приезжаю домой. На пороге встречает радостная супруга: купила пианино. Замечательно! Мы давно хотели купить пианино, так как у нас двое детей. В Североморске скорее купишь подержанную вещь, чем новую из-за всеобщего дефицита.

Вхожу – покупки нет! Начинаю догадываться, что вместо заслуженного отдыха с сего момента придется заниматься доставкой инструмента. Поймать машину, привезти пианино, найти людей, поднять и занести. Всего-то дел! Подорванная долгой дорогой радость улетучивается в полярной мгле.

Наталья тем временем возбужденно рассказывает, как пошла с сыном погулять, что зашла в магазин, на всякий случай, в который, как раз, привезли два пианино. Ей, оказывается, продавцы дали время съездить за деньгами и т.д. С этого момента я ее не очень внимательно слушаю, мрачнею, что  видно невооруженным глазом. Желанные тапочки, диван и телевизор на вечер явно откладываются. Когда подаю голос, мою досаду скрыть уже невозможно. Резко говорю супруге, дескать, такие вопросы лучше заранее согласовывать и что-то еще в таком же духе.

Опешившая от моего трогательного участия, было, Наталья, вдруг, начинает плакать – невозможная для меня картина. И столько в ее тихих всхлипываниях справедливой обиды, что я чувствую себя последним негодяем. Чувствую, но ничего поделать с собой не хочу, чтобы это скрыть. «День удался!» - решаю я.

Через всхлипывания и пару минут становится ясно, что Наталья, оказывается, уже все сама организовала. А от меня требуется только найти еще две пары крепких рук, чтобы втащить пианино, которое вот-вот привезут: двоих соседей этажом выше и ниже с нашего же корабля она уже "мобилизовала".

Пока я вникаю в обстановку, под окнами появляется фургон. Через минуту пианино уже стоит на снегу. В кассе «Аэрофлота», расположенной в нашем же доме - сам бы сроду не догадался, прошу двоих крепких матросов помочь мне.

Операция по подъему инструмента оказывается недолгой: мое личное участие заключается в том, что я слежу за безопасностью маневрирования в узкостях на лестнице. Мне даже не приходится говорить: «Давай! Давай!» В заключение благодарю и сую в руки отнекивающимся морякам по пятерке, разливаю соседям припасенный Натальей коньяк и завариваю кофе. На все - про все ушло не более сорока минут с момента прихода домой. Ощущение, что я, мягко сказать, неблагодарная вонючка не оставляет меня весь вечер.

Прошло около двадцати лет: вслед за дочерью и сыном к клавишам тянется внук. Пусть он не станет музыкантом, но будет добрым, отзывчивым и внимательным к своим близким!

-7

Не ждали

Будни. Корабль на рейде Североморска. Я с утра на берегу решаю  вопросы старшего инженера боевой части в Радиотехническом управлении Северного флота. К обеду удачно завершаю свои дела и намереваюсь, в кои-то веки, почувствовать себя служащим на берегу и пообедать дома,  чтобы не ждать катер на голодный желудок. «Вот обрадуются мои!»  - думаю я в ожидании автобуса, переминаясь от мороза.

Приезжаю в пустынный авиагородок: все на службе. Поднимаюсь к себе на шестой этаж. Звоню. Долго не открывают. «Наверное, не слышат из-за телевизора!» - думаю.
Наконец, открывает изумленная жена. Вид у Натальи такой сосредоточенный и суровый как будто ее от большой работы оторвали: обычно весела и приветлива.

И точно: в коридоре какие-то леера натянуты, на них простыни развешаны – никогда такой жуткой и безрадостной картины до этого  дома не видел. На кухне что-то парит, пыхтит и кипятится в большой кастрюле, а в ванной комнате  взволнованно плещет стиральная машина, заполняя всхлипыванием всю нашу двушку.

Дети заняты чем-то своим и, судя по всему, не слышат и не выбегают, как обычно вечером, с радостным криком приветствовать отца, прибывшего «со слубжы», как говорит сын.
Мой неожиданный приход вносит легкую сумятицу в домашний распорядок, но Наталья быстро оправляется от нештатной ситуации - что-то вынимает из  холодильника и разогревает.

Ем без аппетита, как будто  случайно попал в гости, испытывая непонятную неловкость и не зная как себя вести – так меня удивляет неожиданная картина. Я - то считал, что дома всегда тихо, чисто, уютно и всё готово к моему приходу с корабля!

Тяготясь и чувствуя себя лишним на  этом «кухонно-прачечном комбинате», быстро одеваюсь, хватаю  дипломат и выбегаю за порог:  своих дел на корабле выше крыши!

Не ждали (Анатолий Дудник) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Анатолий Дудник | Литературный салон "Авиатор" | Дзен