Найти тему
info@sellerport.ru

Нужна ли маркировка на маркетплейсах?

Если товар входит в список обязательной маркировки — нужно маркировать. Товары маркируют, чтобы обезопасить покупателей от некачественной и контрафактной продукции.

Товары, подлежащие обязательной маркировке, регистрируют в системе «Честный знак» и наносят специальный цифровой код Data Matrix. По коду покупатель может получить информацию о товаре и его перемещениях:

-кто и когда его произвел,

-состав,

-срок годности,

-сведения о документе, в котором указаны требования к качеству товара — номер ГОСТа или код техрегламента,

-передвижение к оптовым и розничным продавцам.

Так выглядит код маркировки Data Matrix — он похож на QR-код, но это другой опознавательный знак
Так выглядит код маркировки Data Matrix — он похож на QR-код, но это другой опознавательный знак

На конец 2023 года нужно маркировать такие группы товаров:

-молоко и молочная продукция;

-пиво и слабоалкогольные напитки;

-упакованная вода;

-лекарства;

-смеси для кальянов и табак — в том числе для употребления путем нагревания;

-жидкости для электронных сигарет;

-товары легкой промышленности — некоторые предметы одежды, домашний текстиль;

-шубы;

-обувь;

-медицинские изделия;

-антисептики;

-кресла-коляски;

-БАДы;

-духи и туалетная вода;

-шины и покрышки;

-фотоаппараты и лампы-вспышки.

Эти товары нужно маркировать в любом случае, независимо от того, где они будут продаваться — в офлайн-магазине, на своем сайте или на маркетплейсе.

Перемещение маркированного товара от производителя к селлеру нужно фиксировать в «Честном знаке» на каждом этапе оборота. Маркетплейс может быть участником оборота, поэтому передавать эти товары тоже нужно по особым правилам.

Возможны две ситуации:

-селлер остается собственником товара. В таком случае маркетплейсу достаточно проверить, когда он получает товар, настоящие ли это коды маркировки и все ли с ними в порядке. Выводить товары из оборота селлер должен сам;

-маркетплейс принимает товар на свой баланс, то есть товары становятся его собственностью. В таком случае в «Честном знаке» нужно отметить передачу права собственности и передачу кодов маркировки. Дальше фиксировать продажу и выводить товары из оборота будет маркетплейс.

C 1 марта 2023 года все маркетплейсы стали участниками оборота и теперь обязаны передавать данные обо всех движениях маркированных товаров.

Разберем, как сейчас работать с маркированным товаром на популярных российских маркетплейсах.

Как работать с маркированными товарами на Wildberries

Если товар подлежит маркировке, нужно отметить это при формировании поставки и, если вы производитель или импортер, самому наклеить коды маркировки на товары.

При схеме FBO. Процесс будет такой:

  1. Селлер отправляет товар на склад Wildberries.
  2. Сотрудники площадки проверяют поставку и корректность кодов маркировки.
  3. Маркетплейс присылает готовое УПД для отправки через ЭДО.
  4. Селлер отправляет УПД с кодами маркировки в течение трех дней обратно Wildberries.

При схеме FBO право собственности на товар переходит площадке. Поэтому маркетплейс сам выводит такую продукцию из оборота.

При схеме FBS. Селлер сканирует коды маркировки до отправки товаров. При продаже Wildberries выдает чек.

Когда товары купили, маркетплейс публикует отчет с их кодами в личном кабинете. В течение трех дней после этого селлер должен отметить в Честном знаке, что они вышли из оборота. Для этого нужно создать документ «Вывод из оборота» и указать «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи» в качестве причины вывода.

Как работать с маркированными товарами на Ozon

Процесс работы с маркировкой товара на Ozon зависит от схемы продажи: FBO, FBS и realFBS.

При схеме FBO. Перед поставкой селлеру нужно внести товары в систему «Честный знак», получить для каждого код маркировки и нанести на продукцию. После этого можно отвозить товары на склад Ozon.
После приемки селлеру нужно скачать УПД-2 в личном кабинете и передать на подпись маркетплейсу через ЭДО. Ozon проверит список товаров, их количество и цены, укажет их в УПД-2 вместе с кодами маркировки и отправит селлеру. Ему нужно будет прислать его на подпись в течение трех дней после подтверждения актов.

На FBO селлеру не нужно выводить из оборота коды маркировки. Ozon сам передает все данные в систему «Честный знак» при пробитии чека.

При схеме FBS и realFBS. Перед поставкой селлер должен сам внести товары в систему «Честный знак» и получить для каждого код маркировки. Теперь можно отгружать товары и передавать коды маркетплейсу. Это можно сделать в личном кабинете: нужно найти необходимую поставку, проверить информацию и указать дополнительные данные о маркировке — GTIN, серийный номер, код и ключ проверки. Далее нужно нажать «Подтвердить», а затем «Собрать» — после этого у заказа поменяется статус на «Ожидает отгрузки».

При схемах FBS и realFBS селлер самостоятельно выводит товары из оборота в Честном знаке, перед тем как передать поставку на Ozon. Для этого нужно оформить в Честном знаке документ «Вывод из оборота» с причиной «Дистанционная продажа».

Как работать с маркированными товарами на Яндекс Маркете

На Яндекс Маркете передача кодов маркировки будет отличаться в зависимости от схемы продаж — FBY, FBS, DBS и Экспресс.

По схеме FBY. Если селлер заранее передает товары, чтобы сам маркетплейс занимался заказами, порядок действий такой:

  1. Селлер создает заявку на поставку. Если он производитель или импортер, он сам должен промаркировать товары кодами. А если просто перепродает товар — ничего делать не надо.
  2. После оформления заявки на поставку нужно передать коды Яндекс Маркету. Для этого на странице поставки нужно сформировать УПД, загрузить в ЭДО и отправить маркетплейсу.
  3. На странице поставки нужно нажать «Сообщить об отправке УПД» и указать его номер.
  4. Маркет запустит проверку УПД — она займет некоторое время.
  5. После поставки Яндекс Маркет подписывает УПД, и дальше все коды переходят на баланс площадки.

По FBS, DBS и Экспресс. Если селлер сам обрабатывает заказы и доставляет их через маркетплейс или самостоятельно, коды маркировки нужно передавать так:

  1. Промаркировать товар кодами, если вы производитель или импортер. Если вы перепродаете товар внутри страны, коды на нем уже есть.
  2. Перед сборкой и упаковкой заказа просканировать коды маркировки.
  3. Открыть нужный заказ на странице «Заказы и отгрузки» и указать коды в полях «Маркировка» возле соответствующих товаров.
  4. Сохранить заказ.

Чтобы вывести товар из оборота, нужно в Честном знаке указать причину «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи».

Если не указать коды, заказ нельзя будет перевести в статус «Готов к отгрузке» для FBS и Экспресс или «Передан службе доставки» для DBS.

Что делать, если покупатель возвратил или не выкупил маркированный товар

Как действовать в случае возврата, зависит от того, сохранился код маркировки или нет.

Если покупатель вернул товар без упаковки или код стерся, помялся и не читается, товар придется перемаркировать, то есть заказать в Честном знаке новый код, и с ним выставить на продажу.

Если код остался цел и считается сканером, можно оформить возврат. Информация о возврате через онлайн-кассу поступит в ОФД, а оттуда обратно в Честный знак — и товар вернется в оборот.