Прочитал уйму книг, касающихся кино, и пора уже привлекать всех к чтению того же самого.
Начинаю с последней - книги Бориса Сичкина «Я из Одессы! Здрасьте!». Если по названию вы не поняли, о ком речь, мне сделается очень нехорошо. Таких людей надо знать, а иногда даже смотреть. Здесь пойдёт речь о том, об чём написана книга, и что вы там найдёте, если поищете.
Книги автобиографическая, начинается с рождения в 1922-го Бориса Сичкина вплоть до его эмиграции в США в 1979-м. Однако она не о том, как рос и становился актёром автор, а собрана из массы комических историй о людях, которые встречались ему, начиная с самого детства.
Помним мы Бориса Сичкина, конечно, по «Неуловимым мстителям» и то, как он распевает куплеты и оттанцовывает - так вот это и есть его профессиональная деятельность. То, чему в детстве его научил старший брат и что стало путёвкой Бориса в этой жизни. Другая стезя Сичкина - непременный и непрерывный юмор. Везде, где только можно жить и шутить, а жить можно везде, тем более пока живой.
В книге свою жизнь Сичкин показывает нам через штуки и без шуток у него не обходится никакая радость и никакая беда. Когда ему было 20 лет, началась война и вместе с ансамблем Сичкин был призван в армию - добрая часть книги посвящена смешным армейским историям.
Что же в книге есть, а вот примерно такие там дела.
Детство Борис Моисеевич провёл в среде бродяг и уголовников, где и научился премудростям жизни и прежде всего всем доступным танцам. Когда вырос, не попал за решётку, но не промахнулся мимо ансамбля народного танца Украины.
В армию попал в «музыкальную роту», задачей которой было выступать перед бойцами, а после концертов стрелять в фашистов.
В армии Борис Сичкин познакомился с маршалом Жуковым и любил с ним петь.
После войны имел знакомство с Леонидом Утёсовым и описывает того так:
Мне трудно вспомнить, кто, как Утёсов, был столь щедр на острую шутку и ценил юмор других.
Маленькая история из книги:
Репутацию самого скупого среди работников искусств снискал композитор Марк Фрадкин. После сдачи фильма «Добровольцы», где звучала песня «Комсомольцы-добровольцы», Фрадкин устроил банкет для съёмочной группы. В числе приглашённых был Утёсов. Банкет был дан не в ресторане, а в столовой. На столе стояли водка, кислая капуста, винегрет, немного сыра… и все. Утёсов поглядел на этот банкетный стол и направился к дверям. На ходу бросил:
— Пусть это едят комсомольцы-добровольцы.
Далее следует масса интересных актёров и персонажей того времени, некоторым посвящена отдельные подглавы.
Читается всё легко, смешно и интересно. Долго ли коротко ли, а в 1972-м году Борис Сичкин попадает в тамбовскую тюрьму, о чём написана отдельная глава.
В тюрьму, впрочем, он попал на время следствия. Было примерно так, как я узнал из других источников. Оказывается, в те времена практически все актёры зарабатывали на стороне, а также путём оформления концертов одной стоимости по более высокой, чтобы потом получить побольше денег вместе с администратором.
По закону это называлось «хищение государственного имущества в крупном размере». Вот, что пишет о деле автор:
Эдуард Смольный был администратором Тамбовской филармонии и художественным руководителем ансамбля «Молодость» при этой же филармонии. Он был одним из лучших администраторов в Союзе. С ним работали все ведущие артисты страны. Тамбовская прокуратура, не сомневаясь, что он миллионер, предложила, чтобы он вручил им пять тысяч рублей, чтобы они смогли дотянуть до зарплаты.
Смольный не считал себя миллионером и не чувствовал за собой никакой вины. Он отказал им в этой помощи и совершил тем самым роковую ошибку для себя и для всех остальных. Если следственные органы просят деньги, продай последнюю рубаху, но помоги им деньгами. После отказа Смольного вручить органам прокуратуры взятку, они тут же сфабриковали уголовное дело против Смольного. А так как мы, артисты, с ним работали, то потянули заодно и нас.
Год и два месяца Сичкин просидел в тюрьме в ожидании суда, перечувствовав все оттенки счастья и горя (преимущественно второго), но сохраняя юмор и там. Глава так и называется «Я шучу, я не могу иначе».
Например, такая история:
Смольный, будучи беспартийным, с пеной у рта восхвалял власть. Казалось, Смольный убьёт каждого, кто выступит против построения коммунизма в одной, отдельно взятой стране. Когда Смольный произносил имя Ленина, я представлял его стоящим на коленях в мавзолее.
В тюрьме Смольный убедил начальника, что осуждённые, идущие на этап, должны встретиться на лекции с ним и с популярным артистом Сичкиным.
Начальник на идею Смольного клюнул.
Нас повели в конференц-зал для выступления. Все сидели хмурые, бритоголовые. Я начал рассказывать им смешные эпизоды со съёмочных площадок, весёлые рассказы из фронтовой жизни. Закончил тем, что меня от смерти спасал только юмор и оптимизм.
После меня слово взял Смольный. В то время как раз умер Василий Шукшин. Смольный никогда не был с ним знаком и ничего из написанного им не читал. Он начал:
— Ребята! Меня и Бориса постигло большое горе, умер наш Вася. Просил всех уголовников стать и почтить его память минутой молчания. Они стояли, а Смольный рыдал. Стояли долго, минуты три. Уголовники не сомневались, что этот Вася, по которому рыдал Смольный, наверное, какой-нибудь вор в законе.
Увы, о своих картинах Сичкин практически полностью умалчивает. Вот совсем ни одного словечка о том, как он снимался и никаких историй со съёмок «Неуловимых». Увы, но что поделать. Видимо, смешное Сичкин находил в другом.
Наконец, вспомним, где и когда мы видели и до сих имеем возможность увидеть Бориса Сичкина в кино.
Роль конфераньсе в фильме «До свидания, мальчики» (1964). В ролях - Евгений Стеблов, Михаил Кононов, Николай Досталь, Ефим Копелян.
Буба Касторский в двух фильмах: «Неуловимые мстители» (1966), «Новые приключения неуловимых» (1968).
Артист варьете в фильме «Интервенция» (1968). В ролях - Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Сергей Юрский, Ефим Копелян.
На кадре Сичкин вместе со своей женой Галиной Рыбак.
Маленьким я хорошо запомнил Сичкина по сказке Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса» (1970). Он играет глупого жениха-«престидижитатора», сватающегося к Варваре.
«Тропой бескорыстной любви» (1971). Там он тоже играет с женой. Об этом фильме я никогда не слышал, но балл стоит высокий - 8,1.
В другой сказке Алексадра Роу «Золотые рога» (1972), Сичкин в одной-единственной сцене ловко пляшет в роли разбойника. Из своего детства я помню массу сказок, но эту очень смутно. Пересмотрев её недавно, я понял почему - фильм настолько хреновый, что и детям не запоминается, и показывать его по телевизору стыдно было даже в СССР.
Прекрасно должны все помнить Сичкина по фильму «Неисправимый лгун» (1973), в яркой роли переводчика. Как раз в этом году Сичкина и повязали, а снимался он уже будучи под следствием.
Борис Сичкин вернулся из эмиграции уже в Россию, где засветился в маленьких ролях. Например в «Бедной Саше» Тиграна Кеосаяна (1995) и аж в паре серий «Марша Турецкого».
Книгу непременно читаем, она полностью доступна в Сети для скачивания. Тьма шуток и какие-то точно покажутся вам смешными.
Борис Сичкин написал и продолжен, начинающееся с отъезда из СССР, но уже другая книга и другая статья и совсем не УК РФ.
#борисичкин #сичкин #бубакасторский #книгиокино #гирфанмирасов