ГЕНДЕЛЬМАН Ефим Аронович (16.02.1914, местечко Наровля, Могилевская губерния - 12.1982, Ленинград).
Об этом скульпторе информация на разных ресурсах везде одинакова - как под копирку, и в сети размещена всего одна его фотография, что, согласимся, крайне мало для человека XX-го века, прожившего всю сознательную жизнь в мегаполисах. Всё это может указывать на то, что архив его не сохранился. То ли потому, что он был человеком одиноким (хотя... в 1985-м году, через три года после кончины Е.А. Гендельмана, состоялась персональная выставка его работ, т.е. кто-то же её готовил, "пробивал?), то ли потому, что наследникам его архив, как и сама память о нём, через какое-то время стали просто не важны.
Надо сказать, что в "двадцатые" годы XX-го века при всём показном "эгалите-либерте-фратерните" евреи были наиболее "привилегированной" нацией в СССР, заслужившими эту честь своей активной борьбой со "старым режимом"; для молодого поколения этой "свежей крови" в СССР все двери были открыты. (А наиболее бесправной нацией, за которой с "той единственной Гражданской" закрепилось подозрение в шовинизме, были русские. Их "реабилитация" произошла лишь в 1945-м году во время знаменитого тоста И.В. Сталина "За русский народ". Но ненадолго - в правление Н.С. Хрущёва русские снова стали всем должны: украинцам - Крым, казахам - исконно русские приуральские области, остальным - экономическую помощь, и т.д.).
Неудивительно поэтому, что в 1936-м году представитель белорусского местечка Е.А. Гендельман с лёгкостью окончил Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина (МХПУ) в Москве, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства, а в 1947-м году – скульптурный факультет Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В годы Войны Гендельман каким-то образом умудрился избежать армии, работая в Тбилиси модельщиком по дереву (навряд ли на предприятии с "бронью"). С 1952-го по 1954-й гг. участвовал в реставрации скульптуры дворцов-музеев в Павловске и Пушкине. В 1955-м году выполнил портрет-барельеф М. В. Ломоносова для станции метро "Технологический институт".
Как скульптор, Е.А. Гендельман работал с различными материалами: гипсом, деревом, чугуном, бронзой. То есть он не был специалистом узкого профиля. С ЛФЗ - в качестве создателя моделей скульптур малых форм - он сотрудничает с 1955-го по 1967-й годы. Почти все его работы по фарфору хорошо известны. Те, что были просты в изготовлении, выпускались огромными тиражами, принося Фарфоровому заводу немалую прибыль. Расписывались они известными художниками завода, прежде всего Е.Н. Лупановой и К.Г. Косенковой (о творчестве той и другой на канаде "Порцелиновый фан" вышли отдельные статьи).
Наверное, самой известной статуэткой от Гендельмана стала сценка "На пляже" ("Девочка, сидящая на камне"), созданная в жанре НЮ. Стоила она недорого, выпускалась в огромных количествах. Её и сегодня легко можно отыскать в продаже на вторичном рынке - по совсем небольшой цене.
На первых порах волосы расписывались светлой охрой, бант был выделен сиреневым колером. Но постепенно роспись упростилась до нескольких взмахов кисточкой с золотом - для обозначения и причёски, и банта...
Более сложная в исполнении скульптура (соответственно, более дорогая) называется "На этюде" (1957). Несмотря на то, что героиня сюжета сидит в позе, похожей на позу девочки в композиции "На пляже", здесь дополнительную сложность фигуре придают складки платья, шляпа, этюдник и т.д.
Несмотря на разную "весовую категорию" этих двух работ (как с точки зрения эстетики, так и цены) именно за обе эти скульптуры (без различия) на Всесоюзной художественной выставке народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР в 1958-м году Е.А. Гендельман он был награжден дипломом II степени.
Следующая скульптура - "Купальщица" (1959) имеет много общих черт с более ранней и более известной "Юной купальщицей" от Г.С. Столбовой (1950), но по высоте "бьёт" "столбовскую" в два раза (20,7 см. против 10,5 см.).
Замечательная вневременная скульптура "Летний день" (1959) в не менее замечательной росписи.
Редкая композиция "Девушка с букетом" (1959). Лично на меня производит какое-то жалко-тягостное впечатление: девушка далеко не красавица, к тому же отягощённая неправильной осанкой. Если она о чём-то и мечтает - мечтает излечиться от различных хворей, которые её тяготят... Отличная иллюстрация рекламы пожертвований через СМС на срочную операцию девочке-подростку.
Не самая удачная "деревянная" скульптура "Фигуристка-физкультурница" в своё время активно тиражировалась, что вылилось в засилье таких статуэток на вторичном рынке.
А скульптуру "На отдыхе" ("Звеньевая") расписывали настолько по-разному, что в результате статуэтки получили разные названия! Вот насколько роспись влияет на общее восприятие скульптуры!
Ну а этот бюст легендарного уже тогда команданте Фиделя Кастро остался нерасписанным. Обыкновенно подобные бюсты создаются в бисквите, но в данном случае бюст покрыт глазурью. Наверное, правильно - ведь бюст создан в манере, не предполагающей мелких черт...
Эту скульптурную группу можно было видеть в статье, посвящённой творчеству художника по росписи Аквилоновой И.С. А с точки зрения скульптурной составляющей, это - совместная работа Гендельмана Е.А. и Черницкого А.Н. Выделить работы одного и другого у меня не хватает компетенции. Кстати, какие отношения рекламируют эти голые молодые мужчины?
Удачная жанровая статуэтка в характерном платье (колоколе) моды конца 1950-х годов под названием "Франтиха".
Тема материнства и детства. Возможно, именно так и раскачивала мамаша свою дочь в реалии, но в фарфоре поза женщины смотрится немного нелепо.
А это - "Сбор яблок". 1963. Скульптура схожа со многими женскими скульптурами Н.Я. Данько 1930-х гг. Какой-то оригинальности в подаче материала я тут не вижу.
Обращаясь в теме Пушкина Е.А. Гендельман почему-то выбрал для создания образа Поэта его лицейские годы. Автору вправду импонировали лицейские стихи А.С. Пушкина? Или лицейская дружба, пронесённая им через всю жизнь? Тогда где же его друзья-лицеисты? Или это такое отношение к работе: хотите Пушкина-лицеиста? - да нате (ляпнул-тяпнул)!
Скульптура "Обнажённая с полотенцем". В атрибуции "Эрмитажа" год создание определён как 1964, тогда как в другом источнике сказано, что это - модель 1950-х гг.
В "пятидесятые" скульптор делает несколько плакеток-медальонов с профилями исторических персонажей.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!