Найти тему
Порцелиновый фан

Гендельман Ефим Аронович (1914-1982). Скульптор.

ГЕНДЕЛЬМАН Ефим Аронович (16.02.1914, местечко Наровля, Могилевская губерния - 12.1982, Ленинград).

Об этом скульпторе информация на разных ресурсах везде одинакова - как под копирку, и в сети размещена всего одна его фотография, что, согласимся, крайне мало для человека XX-го века, прожившего всю сознательную жизнь в мегаполисах. Всё это может указывать на то, что архив его не сохранился. То ли потому, что он был человеком одиноким (хотя... в 1985-м году, через три года после кончины Е.А. Гендельмана, состоялась персональная выставка его работ, т.е. кто-то же её готовил, "пробивал?), то ли потому, что наследникам его архив, как и сама память о нём, через какое-то время стали просто не важны.

Единственное фото Е.А. Гендельмана, что "гуляет" по сети.
Единственное фото Е.А. Гендельмана, что "гуляет" по сети.

Надо сказать, что в "двадцатые" годы XX-го века при всём показном "эгалите-либерте-фратерните" евреи были наиболее "привилегированной" нацией в СССР, заслужившими эту честь своей активной борьбой со "старым режимом"; для молодого поколения этой "свежей крови" в СССР все двери были открыты. (А наиболее бесправной нацией, за которой с "той единственной Гражданской" закрепилось подозрение в шовинизме, были русские. Их "реабилитация" произошла лишь в 1945-м году во время знаменитого тоста И.В. Сталина "За русский народ". Но ненадолго - в правление Н.С. Хрущёва русские снова стали всем должны: украинцам - Крым, казахам - исконно русские приуральские области, остальным - экономическую помощь, и т.д.).

Неудивительно поэтому, что в 1936-м году представитель белорусского местечка Е.А. Гендельман с лёгкостью окончил Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина (МХПУ) в Москве, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства, а в 1947-м году – скульптурный факультет Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В годы Войны Гендельман каким-то образом умудрился избежать армии, работая в Тбилиси модельщиком по дереву (навряд ли на предприятии с "бронью"). С 1952-го по 1954-й гг. участвовал в реставрации скульптуры дворцов-музеев в Павловске и Пушкине. В 1955-м году выполнил портрет-барельеф М. В. Ломоносова для станции метро "Технологический институт".

Как скульптор, Е.А. Гендельман работал с различными материалами: гипсом, деревом, чугуном, бронзой. То есть он не был специалистом узкого профиля. С ЛФЗ - в качестве создателя моделей скульптур малых форм - он сотрудничает с 1955-го по 1967-й годы. Почти все его работы по фарфору хорошо известны. Те, что были просты в изготовлении, выпускались огромными тиражами, принося Фарфоровому заводу немалую прибыль. Расписывались они известными художниками завода, прежде всего Е.Н. Лупановой и К.Г. Косенковой (о творчестве той и другой на канаде "Порцелиновый фан" вышли отдельные статьи).

"Мальчик с кошкой". Начало 1950-х.  Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Косенкова К.Г. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".
"Мальчик с кошкой". Начало 1950-х. Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Косенкова К.Г. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".

Наверное, самой известной статуэткой от Гендельмана стала сценка "На пляже" ("Девочка, сидящая на камне"), созданная в жанре НЮ. Стоила она недорого, выпускалась в огромных количествах. Её и сегодня легко можно отыскать в продаже на вторичном рынке - по совсем небольшой цене.

"На пляже" 1956. Фигурку расписывала Капитолина Григорьевна Косенкова. Первый вариант росписи. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
"На пляже" 1956. Фигурку расписывала Капитолина Григорьевна Косенкова. Первый вариант росписи. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

На первых порах волосы расписывались светлой охрой, бант был выделен сиреневым колером. Но постепенно роспись упростилась до нескольких взмахов кисточкой с золотом - для обозначения и причёски, и банта...

Более сложная в исполнении скульптура (соответственно, более дорогая) называется "На этюде" (1957). Несмотря на то, что героиня сюжета сидит в позе, похожей на позу девочки в композиции "На пляже", здесь дополнительную сложность фигуре придают складки платья, шляпа, этюдник и т.д.

Несмотря на разную "весовую категорию" этих двух работ (как с точки зрения эстетики, так и цены) именно за обе эти скульптуры (без различия) на Всесоюзной художественной выставке народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР в 1958-м году Е.А. Гендельман он был награжден дипломом II степени.

Следующая скульптура - "Купальщица" (1959) имеет много общих черт с более ранней и более известной "Юной купальщицей" от Г.С. Столбовой (1950), но по высоте "бьёт" "столбовскую" в два раза (20,7 см. против 10,5 см.).

Замечательная вневременная скульптура "Летний день" (1959) в не менее замечательной росписи.

"Летний день". 1959.  Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Косенкова К.Г. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
"Летний день". 1959. Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Косенкова К.Г. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Редкая композиция "Девушка с букетом" (1959). Лично на меня производит какое-то жалко-тягостное впечатление: девушка далеко не красавица, к тому же отягощённая неправильной осанкой. Если она о чём-то и мечтает - мечтает излечиться от различных хворей, которые её тяготят... Отличная иллюстрация рекламы пожертвований через СМС на срочную операцию девочке-подростку.

Не самая удачная "деревянная" скульптура "Фигуристка-физкультурница" в своё время активно тиражировалась, что вылилось в засилье таких статуэток на вторичном рынке.

 "Физкультурница-фигуристка". 1957. Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Лупанова Е.Н. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
"Физкультурница-фигуристка". 1957. Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Лупанова Е.Н. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

А скульптуру "На отдыхе" ("Звеньевая") расписывали настолько по-разному, что в результате статуэтки получили разные названия! Вот насколько роспись влияет на общее восприятие скульптуры!

Ну а этот бюст легендарного уже тогда команданте Фиделя Кастро остался нерасписанным. Обыкновенно подобные бюсты создаются в бисквите, но в данном случае бюст покрыт глазурью. Наверное, правильно - ведь бюст создан в манере, не предполагающей мелких черт...

Бюст "Фидель Кастро". 1960. Фарфор, глазурь. . Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Бюст "Фидель Кастро". 1960. Фарфор, глазурь. . Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Эту скульптурную группу можно было видеть в статье, посвящённой творчеству художника по росписи Аквилоновой И.С. А с точки зрения скульптурной составляющей, это - совместная работа Гендельмана Е.А. и Черницкого А.Н. Выделить работы одного и другого у меня не хватает компетенции. Кстати, какие отношения рекламируют эти голые молодые мужчины?

Скульптурная группа "Во имя жизни". 1959. Автор росписи Аквилонова. И.С., авторы моделей Гендельман Е.А., Черницкий А.Н. Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Скульптурная группа "Во имя жизни". 1959. Автор росписи Аквилонова. И.С., авторы моделей Гендельман Е.А., Черницкий А.Н. Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Удачная жанровая статуэтка в характерном платье (колоколе) моды конца 1950-х годов под названием "Франтиха".

Тема материнства и детства. Возможно, именно так и раскачивала мамаша свою дочь в реалии, но в фарфоре поза женщины смотрится немного нелепо.

"Женщина, играющая с ребёнком". 1963. Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Лупанова Е.Н. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
"Женщина, играющая с ребёнком". 1963. Автор модели Гендельман Е.А., автор росписи Лупанова Е.Н. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

А это - "Сбор яблок". 1963. Скульптура схожа со многими женскими скульптурами Н.Я. Данько 1930-х гг. Какой-то оригинальности в подаче материала я тут не вижу.

Обращаясь в теме Пушкина Е.А. Гендельман почему-то выбрал для создания образа Поэта его лицейские годы. Автору вправду импонировали лицейские стихи А.С. Пушкина? Или лицейская дружба, пронесённая им через всю жизнь? Тогда где же его друзья-лицеисты? Или это такое отношение к работе: хотите Пушкина-лицеиста? - да нате (ляпнул-тяпнул)!

Скульптура "Пушкин-лицеист". 1960-е. Высота 28,0 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Скульптура "Пушкин-лицеист". 1960-е. Высота 28,0 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Скульптура "Обнажённая с полотенцем". В атрибуции "Эрмитажа" год создание определён как 1964, тогда как в другом источнике сказано, что это - модель 1950-х гг.

В "пятидесятые" скульптор делает несколько плакеток-медальонов с профилями исторических персонажей.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!