Найти тему
ODELAX

Как российские предприниматели зарабатывают на доставке брендов, ушедших с Poizon

Весной 2022 года многие зарубежные модные бренды покинули рынок России, а международные интернет-магазины прекратили доставку товаров в страну. На помощь пришел китайский онлайн-маркетплейс Poizon, предлагающий низкие цены и гарантирующий подлинность брендов. В настоящее время российские покупатели составляют 20% всего трафика на этой платформе, причем большая часть покупок осуществляется через посредников.

В ноябре 2020 года 27-летний житель Москвы, Владимир, решил уйти "со стабильной офисной работы" и сосредоточиться на своем хобби - перепродаже оригинальной спортивной обуви Nike, Adidas и других известных брендов через платформу "Авито". В летние месяцы его проект Clammy’s Dunks приносил ему до 500 000 рублей. Однако весной 2022 года многие бренды закрыли свои магазины в России, что лишило предпринимателя единственного источника дохода.

Чтобы справиться с этой ситуацией, Владимир начал заказывать товары в официальных магазинах в Казахстане и Беларуси, но ассортимент там был слишком ограниченным. Тогда он обратил внимание на китайский маркетплейс Poizon (в Китае известный как Dewu). Это название он видел в объявлениях о продаже оригинальной обуви на "Авито", в онлайн-магазинах в социальных сетях, на YouTube и т. д.

В то же время на эту площадку обратили внимание владельцы магазинов на "Авито" - Артем и Илья из Assault store и RFD store. Ранее они занимались перепродажей брендовых товаров из Европы и США, но из-за санкций доставка стала затянутой и дорогой, поэтому они перешли на Poizon.

Бурный рост популярности китайской площадки среди российских пользователей подтверждается партнером исследовательской компании Data Insight, Борисом Овчинниковым. По данным компании, к декабрю 2022 года количество запросов по слову "пойзон" в "Яндексе" увеличилось в семь раз по сравнению с декабрем 2021 года, а к декабрю 2023 года - еще вдвое.

О высоком интересе к площадке говорит и Сергей Сербин, совладелец и генеральный директор российской логистической компании Dobropost, которая занимается доставкой грузов из Китая в Россию. По его словам, треть выручки его компании за 2023 год пришла из доставки заказов с Poizon, хотя он отказался называть точную цифру.

Согласно данным SimilarWeb, на Россию приходится 20% всего трафика маркетплейса, что делает ее вторым по популярности регионом после Китая (55%). Однако эта цифра не отражает реальной ситуации, поскольку основной трафик, связанный с Poizon, приходится на множество посредников в России, таких как poizonbox.ru, poizon.shoes или poizonshop.ru, отмечает Овчинников.

Сколько можно заработать на перепродаже товаров с Poizon и как устроен этот бизнес?

Созданный в Китае, проект Poizon начал своё существование в 2015 году, когда китайский предприниматель Ян Бин запустил эту платформу. Изначально Poizon был сообществом сникерхедов, собиравшимся на китайской социальной сети Hupu. Через два года проект вышел на новый уровень, превратившись в маркетплейс. За время своего существования бизнес привлекал инвестиции трижды. В последнем раунде в 2019 году вложился фонд DST Global Юрия Мильнера, оценив стоимость компании в $1 млрд. На сегодняшний день оценка компании достигает $10 млрд.

Одной из ключевых особенностей Poizon являются доступные цены на продукцию. Согласно данным исследовательской компании ReHub, большинство товаров на Poizon продаются в среднем на 20% дешевле, чем в рознице по всему миру. Например, кроссовки Nike Dunk Low, официально продаваемые в России по цене 17 000–18 000 рублей, на Poizon доступны за до 10 000 рублей. При этом конкурентоспособные цены достигаются за счёт минимальных затрат на логистику, так как большинство фабрик, производящих брендовые товары, находятся в Китае.

Другой значимой чертой площадки является отсутствие подделок. Перед тем, как товар попадает на маркетплейс, он проходит проверку Legit Check. Например, кроссовки проходят оценку по 16 параметрам, включая подошву, ярлычок, стельку, коробку и другие. В случае успешной проверки товару выдается сертификат оригинальности, на который также крепится пломба. Каждый сертификат и пломба содержат QR-код и идентификационный номер, которые можно отсканировать с помощью приложения Poizon для просмотра 3D-модели товара. Это отличает Poizon от других китайских маркетплейсов, таких как AliExpress и Taobao.

Несмотря на свою популярность внутри Китая, Poizon остается небольшой площадкой по международным меркам. По данным Data Insight, у приложения около 1 миллиона установок через Google Play и приблизительно 1 миллион посещений в месяц. В сравнении, Asos имеет 33 миллиона установок, а Farfetch — 12 миллионов. Это обусловлено тем, что Poizon работает исключительно на китайском рынке: у приложения отсутствует английская версия, и оплатить заказ можно только с помощью китайских платежных систем, таких как AliPay. Более того, доставка доступна только на адреса в Китае.

Сложности использования китайского приложения подтверждает Владимир, который признает, что изначально столкнулся с трудностями из-за иероглифов. Тем не менее, он быстро разобрался, используя обучающие материалы в интернете. Для оплаты заказов ему пришлось зарегистрироваться в китайской платежной системе AliPay по загранпаспорту и найти логистического посредника. В качестве такового выступил российский блогер Адиль, проживающий в Китае. Впоследствии Владимир сделал свой первый, тестовый, заказ на китайский адрес компании Poizon. Через три недели он получил свою посылку в Москве за 350 рублей за пару. Просмотрев товар, он убедился в его оригинальности, опираясь на внешний вид коробки и запах кожи. Это убедило его сделать коммерческий заказ на восемь пар обуви для пяти постоянных клиентов, пригласив в дело партнера для оказания помощи в принятии и оформлении заказов, управлении аккаунтами и привлечении клиентов.

Доставка на основе взаимного доверия оказалась ключевым моментом для основателей магазинов Assault store и RFD store, Артема и Ильи. До 2022 года они активно сотрудничали с различными китайскими платформами, такими как Taobao. В этот период они завязали контакты с владельцем логистической компании, способной доставлять товары из Китая в Россию. "Наш опыт работы с карго и налаженные связи в Китае оказались весьма полезными", - вспоминает Илья. Первоначально, в течение нескольких месяцев, предприниматели осуществляли импорт кроссовок в среднем на сумму от 100 000 до 200 000 рублей. По мере развития бизнеса, благодаря инвестициям в рекламу, объемы увеличились. В среднем, основатели тратят от 20 000 до 30 000 рублей в месяц на рекламу. Только за 2023 год объем продаж составил 20 миллионов рублей. Они не раскрывают точную сумму прибыли, отмечая, что основной доход получают от комиссионных с продажи, составляющих 1000 рублей с каждой сделки.

Получать заказы партнеры предпочитают через платформу "Авито" и Telegram-бота. Для совершения покупки пользователю необходимо выбрать модель и вид доставки, которые влияют на итоговую цену. Основатели предлагают три варианта: экспресс-доставку или "авиа" за один-три дня, стоимость которой составляет $25 за килограмм; также есть варианты "быстрого авто" за две недели и $5 за килограмм, и "обычного авто". При последнем варианте посылка доставляется месяц и обходится покупателю в $3 за килограмм. Заказ оплачивается посредством перевода на карту. Обычно предприниматели не заключают договор с покупателем и не выдают чеки. По такой же схеме работают и другие участники этой сферы. "Люди исходят из отзывов, иногда кто-то просит заключить договор, но чаще всего всё основано на взаимном доверии", - говорит Владимир.

Затем товары закупаются на Poizon. Это обычно происходит вечером, когда курс выгоднее как для них, так и для клиента. Для этого они используют счет в AliPay. Для его пополнения они обменивают валюту на криптобиржах - сначала на криптовалюту, а затем на юани. При оформлении заказа указывается адрес посредника, который в дальнейшем отправляет товар в Россию на склад перекупщика.

Фото DR
Фото DR

В большинстве случаев, как утверждает руководительница направления по закупкам в Китае в digital-агентстве Asia Pacific, Екатерина Желтова, предприниматели прибегают к услугам карго-компаний. Она отмечает, что таких фирм существует "очень много", причем их собственниками зачастую выступают китайцы. В своей деятельности они используют "серые" схемы, например, собирая товары различных категорий в один контейнер и регистрируя их под единым кодом ТН ВЭД. Это позволяет им уклониться от уплаты таможенных пошлин и избежать получения официальной ГТД, нарушая тем самым закон.

Если же перекупщик выставит товар без ГТД на российских маркетплейсах, например, Wildberries или Ozon, его могут заблокировать из-за отсутствия необходимых разрешительных документов, предупреждает Желтова. Кроме того, такие компании как правило не заключают с заказчиками договоры, имеющие юридическую силу, что создает риск как для посредника, так и для конечного потребителя.

По словам Желтовой, легальных способов доставки с Poizon в Россию почти не существует. Для официального ввоза товара в страну требуется согласие правообладателя, которое в настоящее время получить практически невозможно. Кроме того, придется уплатить таможенную пошлину и таможенный сбор, что может значительно увеличить стоимость товара. В связи с этим многие предприниматели предпочитают использовать "серые" схемы, несмотря на риски.

Владимир, соглашаясь с этим мнением, отмечает, что доставка через "белые" компании обходится в семь-восемь раз дороже, чем через карго. Помимо этого, "белые" компании доставляют заказы за несколько месяцев, в то время как карго осуществляют доставку за несколько недель.

Тем не менее, Сербин из Dobropost утверждает обратное, утверждая, что их компания работает в белую и предлагает быструю доставку по низким тарифам. Он приводит примеры цен на доставку посылок из Китая в Москву и отмечает, что поддержание таких тарифов позволяет беспошлинный ввоз грузов.

Сейчас Владимир вместе с партнером продают примерно по 120-140 пар кроссовок в месяц, что приносит им по 300 000 рублей "чистыми". Однако конкуренция оказывает свое воздействие на их бизнес, и приходится вкладывать большие суммы в рекламу для привлечения аудитории.

Несмотря на риски и сложности, рынок не достиг пика и продолжит расти. Популяризация площадки в России и многочисленные курсы по обучению покупкам на китайских маркетплейсах способствуют этому, считают эксперты.