Разумеется, анализировать!
Рассмотрим сегодня мое любимое упражнение, которое поможет Вам и Вашим ученикам реально изучать памятники с точки зрения художника.
Упражнение “Интерпретация”
Очень долго и много могу говорить об этом упражнении, потому что считаю его важнейшим. Это упражнение решает сразу несколько важных задач:
1. Помогает в “правильном” изучение Истории Искусств.
Первый этап в работе с интерпретацией – исторический – ученику необходимо скопировать произведение и обязательно записать год, страну и автора.
2. Развивает композиционное мышление.
Приступая к аналитическому этапу, ученик вынужден анализировать произведение именно с точки зрения композиции. Очень важно на просмотре обсуждать с учениками изменение и развитие композиционных принципов в зависимости от страны и эпохи.
3. Учит мыслить пластически.
На этапе работы в 2-3 тона ученик вынужден абстрагироваться от литературы и рассуждать “на уровне пятен”.
4. Помогает разобраться в этапах работы над Композицией.
Для меня самой недавно было открытием, что если Вы не понимаете, что такое фор-эскиз, нужно сначала учиться делать интерпретации в 2-3 тона.
5. Помогает разобраться и запомнить такие термины, как:
- знак
- пятно
- силуэт
- ритм
- пластика
- колорит
Для закрепления каждого из этих терминов существует отдельный вид аналитической интерпретации.
6. Развивает навыки рисования.
Разумеется, чтобы рисовать лучше, надо рисовать больше)
Дальше опишу алгоритм действий, который я предлагаю (Вы можете выбрать свой, если детям, например, тяжело сделать сразу много интерпретаций, и, в зависимости от конкретной задачи, использовать именно его).
1. Отрисуйте несколько раз в одинаковом размере изображение. Размер каждого – не меньше А5
2. Детали нужны только в первом изображении
3. Следите, чтобы пропорции формата были точь в точь, как в оригинале
4. Следите за точностью силуэтов и интервалов
5. Можно воспользоваться переводом через стекло или кальку
А сейчас рассмотрим виды этого упражнения:
1) Историческая интерпретация
Сделайте тональную копию, подпишите автора, страну и год создания.
2) Интерпретация в 3 тона (аналогична тому, как выглядит эскиз к композиции)
Разберите работу на 3 тона:
- Первый этап: залить все кроме белого средним тоном
- Второй этап: ввести темные
- Третий этап: проанализировать полученный знак
3) Интерпретация в 2 тона (аналогична тому, как выглядит фор-эскиз)
- Первый этап: найти знак (формулу), которая будет отражать пластическую идею данной картины.
- Второй этап: проанализировать полученный знак.
4) Пластика.
В данном задание главное процесс и рассуждения. Рисуйте линией, не отрывая руки. Ищите взаимосвязь фигур и повторяющиеся движения.
5) Ритм.
- Первый этап: выберите один цвет и отследите его по всему формату.
- Второй этап: разберите оставшуюся часть как в Интерпретации в 3 тона.
6) Колорит.
- Первый этап: выберите 4-5 цветов, которые использует автор.
- Второй этап: вводите каждый цвет по очереди, начиная со светлых и заканчивая темными.
7) Светотень.
Так же существует вид интерпретации, когда мы мы представляем, что все предметы и фоны белые и изучаем, как художник использует светотень (таким образом, дети смогут заметить, что разную эпоху светотень имеет совершенно разную роль).
8) Локальный тон.
Тут мы наоборот убираем светотень и пробуем окрасить каждый предмет, фон его локальным тоном.
9) Силуэт.
Объединяем все предметы одним тоном, а фон оставляем светлым (или наоборот).
Упражнение "интерпретация" одно из центральных на курсе "Базовые законы композиции на примерах мирового искусства". Именно через него ученики приближаются к созданию грамотных фор-эскизов и на практике анализируют важные для понимания композиции термины. Мы учимся интерпретировать работы мастеров начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой Возрождения!