Найти в Дзене

Как правильно изучать историю искусств?

Оглавление

Разумеется, анализировать!

Упражнение "Интерпретация"
Упражнение "Интерпретация"
Рассмотрим сегодня мое любимое упражнение, которое поможет Вам и Вашим ученикам реально изучать памятники с точки зрения художника.

Упражнение “Интерпретация”

Очень долго и много могу говорить об этом упражнении, потому что считаю его важнейшим. Это упражнение решает сразу несколько важных задач:

1. Помогает в “правильном” изучение Истории Искусств.

Первый этап в работе с интерпретацией – исторический – ученику необходимо скопировать произведение и обязательно записать год, страну и автора.

2. Развивает композиционное мышление.

Приступая к аналитическому этапу, ученик вынужден анализировать произведение именно с точки зрения композиции. Очень важно на просмотре обсуждать с учениками изменение и развитие композиционных принципов в зависимости от страны и эпохи.

3. Учит мыслить пластически.

На этапе работы в 2-3 тона ученик вынужден абстрагироваться от литературы и рассуждать “на уровне пятен”.

4. Помогает разобраться в этапах работы над Композицией.

Для меня самой недавно было открытием, что если Вы не понимаете, что такое фор-эскиз, нужно сначала учиться делать интерпретации в 2-3 тона.

5. Помогает разобраться и запомнить такие термины, как: 

- знак 

- пятно

- силуэт 

- ритм

- пластика

- колорит

Для закрепления каждого из этих терминов существует отдельный вид аналитической интерпретации.

6. Развивает навыки рисования.

Разумеется, чтобы рисовать лучше, надо рисовать больше)

Дальше опишу алгоритм действий, который я предлагаю (Вы можете выбрать свой, если детям, например, тяжело сделать сразу много интерпретаций, и, в зависимости от конкретной задачи, использовать именно его).

1. Отрисуйте несколько раз в одинаковом размере изображение. Размер каждого – не меньше А5 

2. Детали нужны только в первом изображении

3. Следите, чтобы пропорции формата были точь в точь, как в оригинале 

4. Следите за точностью силуэтов и интервалов

5. Можно воспользоваться переводом через стекло или кальку

А сейчас рассмотрим виды этого упражнения:

1) Историческая интерпретация

Сделайте тональную копию, подпишите автора, страну и год создания.

Интерпретация работы Зинаиды Серебряковой "Беление холста"
Интерпретация работы Зинаиды Серебряковой "Беление холста"

2) Интерпретация в 3 тона (аналогична тому, как выглядит эскиз к композиции)

Разберите работу на 3 тона:

  • Первый этап: залить все кроме белого средним тоном
  • Второй этап: ввести темные
  • Третий этап: проанализировать полученный знак
-3

3) Интерпретация в 2 тона (аналогична тому, как выглядит фор-эскиз)

  • Первый этап: найти знак (формулу), которая будет отражать пластическую идею данной картины.
  • Второй этап: проанализировать полученный знак.
-4

4) Пластика.

В данном задание главное процесс и рассуждения. Рисуйте линией, не отрывая руки. Ищите взаимосвязь фигур и повторяющиеся движения.

-5

5) Ритм. 

  • Первый этап: выберите один цвет и отследите его по всему формату.
  • Второй этап: разберите оставшуюся часть как в Интерпретации в 3 тона.
-6

6) Колорит.

  • Первый этап: выберите 4-5 цветов, которые использует автор.
  • Второй этап: вводите каждый цвет по очереди, начиная со светлых и заканчивая темными.
-7

7) Светотень.

Так же существует вид интерпретации, когда мы мы представляем, что все предметы и фоны белые и изучаем, как художник использует светотень (таким образом, дети смогут заметить, что разную эпоху светотень имеет совершенно разную роль).

-8

8) Локальный тон.

Тут мы наоборот убираем светотень и пробуем окрасить каждый предмет, фон его локальным тоном. 

-9

9) Силуэт.

Объединяем все предметы одним тоном, а фон оставляем светлым (или наоборот).

-10

Упражнение "интерпретация" одно из центральных на курсе "Базовые законы композиции на примерах мирового искусства". Именно через него ученики приближаются к созданию грамотных фор-эскизов и на практике анализируют важные для понимания композиции термины. Мы учимся интерпретировать работы мастеров начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой Возрождения!