Найти тему

ФАНТАСТИКА, КОТОРАЯ ВДОХНОВЛЯЛА АЙЗЕКА АЗИМОВА

Суперобложка антологии Айзека Азимова "До золотого века". Изображение взято из открытых источников
Суперобложка антологии Айзека Азимова "До золотого века". Изображение взято из открытых источников

Приобрел двухтомную антологию, составленную некогда Айзеком Азимовым, под названием "До золотого века" (Before the Golden Age; 1974). В ней классик НФ рассказывает о своем детстве, предваряя этим публикации повестей и рассказов, почерпнутые из американских фантастических журналов тридцатых годов прошлого века. Некоторые из опубликованных произведений хорошо известная классика, другие - хорошо забытое старое. Конечно, наибольший интерес представляют мемуары самого Азимова. Он с теплотой и юмором рассказывает о том, как оказался в США. Сообщает, что всегда помнил, что родился в России и что если бы его семья не покинула СССР в 1921 году, то он вполне мог погибнуть во время войны. Его родное село Петровичи Рославльского района Смоленской области в 1941 году оказалось в зоне оккупации, но при этом храбро заявляет, что пошел бы сражаться с оккупантами. По крайней мере - в американской армии он служил, хотя и после окончания Второй Мировой.

Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Эдмонда Гамильтона "Эволюция доктора Полларда". Изображение взято из открытых источников
Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Эдмонда Гамильтона "Эволюция доктора Полларда". Изображение взято из открытых источников

Неблагодарное дело пересказывать мемуары. Поэтому лучше расскажу о произведениях, включенных в антологию. Я прочел пока только четыре из них, но уже кое-какие мысли у меня возникли. Хочу поделиться ими с вами. Приятно удивило, что Айзека Азимова в свое время поразил рассказ Эдмонда Гамильтона "Эволюция доктора Полларда" (The Man Who Evolved; 1931), которым открывается антология. То же самое произошло со мною, только лет на семьдесят позже. По сюжету ученый, по фамилии Поллард, пригласил в свой дом университетских друзей, чтобы на их глазах за час пройти эволюционный путь, на который у человечества уйдет двести пятьдесят миллионов лет. Первая стадия - высокоинтеллектуальный, атлетически сложенный красавец, до боли напоминающий персонажей утопической фантастики Ивана Ефремова. А вот дальнейшие метаморфозы безумного ученого отсылают нас уже - к Герберту Уэллсу. Азимов критикует рассказ с точки зрения науки, дескать, концентрированные космические лучи, примененные Поллардом, скорее бы его убили, чем запустили цепь мутаций. Я лично так глубоко не копал, но в общем согласен с классиком. Тем не менее - рассказ интересен именно тем, что хорошо показывает, насколько глубоко автор "Машины времени" поразил своих младших современников.

Иллюстрация к рассказу Нила Джонса "The Music Monsters". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к рассказу Нила Джонса "The Music Monsters". Изображение взято из открытых источников

Вторым произведением антологии стал рассказ Нила Джонса "Спутник Джеймсона" (The Jameson Satellite; 1931). Опять безумный ученый, только на этот раз решивший похоронить себя в космосе. Его нетленный прах был погружен в ракету и отправлен на орбиту, а через миллионы лет, когда человечество вымерло, а Солнце превратилось в красный гигант (опять привет Уэллсу!) люди-машины с планеты Зора нашли его и воскресили, правда, поместив мозг в кубический механизм, с ногами и щупальцами, превратив тем самым - в киборга, какими и были сами зоромиты. В общем, неплохо для начала тридцатых. Азимов уверяет, что именно этот рассказ впоследствии натолкнул его на идею роботов с позитронным мозгом, хотя у зоромитов мозг был живым. Опять же классику виднее. Мне же в этих бессмертных, но не бездушных киборгах мерещится прообраз "человека с Марса" (Człowiek z Marsa; 1946), из одноименной повести Станислава Лема, написанной во Львове, во время немецкой оккупации. Вряд ли будущий польский классик читал рассказ Нила. Скорее - загадочная перекличка образов.

Иллюстрация на обложке первого издания антологии Айзека Азимова "До золотого века". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация на обложке первого издания антологии Айзека Азимова "До золотого века". Изображение взято из открытых источников

Две следующих повести в антологии "Ультрамикроскопический" (Submicroscopic) и "Авло из Ульма" (Awlo of Ulm), написанные в 1931 году капитаном С.П. Миком, используют популярную в те времена тему уменьшения человека до микроскопических величин. Автор дает не только подробное описание технологии такого уменьшения, но и выдвигает свою гипотезу строения материи, разумеется, Азимовым раскритикованную. И тем не менее, несмотря на наукообразность, по жанру это... технофэнтези. Прекрасная принцесса, жестокие чудовища, подлый предатель, благородный тиран - восстание, осада, неизбежное поражение, плен, побег. В общем - канон жанра и тем не менее - вещь необычная и по сюжету и по технологиям, которыми овладели люди из микромира. Похоже, что таинственный капитан Мик мог бы со временем стать одним из королей ранней американской фантастики, но почему-то не стал.

Айзек Азимов. Изображение взято из открытых источников
Айзек Азимов. Изображение взято из открытых источников

А вот прочитавший все это в десятилетнем возрасте Айзек Азимов - стал, что лишний раз свидетельствует о том, что не стоит с презрением относиться к книгам, которые ты читал в детстве, ибо влияние их порой глубже, чем это кажется на первый взгляд.