Жули Колер – всю свою жизнь мечтала стать женой принца на белом коне, в лице мальчишки Давида, который проживал по соседству. День торжества наступил. Влюбленные должны сочетаться узами брака. Но случилось непоправимое – жениха убили. И Жули пришлось сменить белое подвенечное платье, на траурный наряд. Девушка поклялась, что отомстит тем пятерым подонкам, которые лишили ее надежды на счастливое будущее.
ЖЕНЩИНА МСТИТ КРАСИВО. НО ЖЕСТОКО И БЕЗ РАЗБОРА
Казалось бы, "Невеста была в черном" ("Невеста была в трауре") - один из самых известных фильмов Франсуа Трюффо. Но многие недоумевают: почему Жюли Кольер не остановили вплоть до пятого убийства, как жертвы могли ей так глупо "поддаваться", чем виноваты те, кто даже не прикасался к роковому ружью? Попытаюсь объяснить эту картину для непонимающих, знатоки Трюффо могут пропустить рецензию.
Начну с того, о чем часто забывают, выделяя лишь игру Жанны Моро. Фильм не достиг бы эстетической цели (а криминальная месть здесь рассматривается именно эстетически, а не логически или реалистично), если бы Трюффо не подобрал так блестяще, виртуозно актеров на роли жертв мстительницы Моро - невольных соучастников давнего преступления.
Микаэль Лонсдайль играет преуспевающего бизнесмена Рене Морана - доверчивого, хлебосольного хозяина, чуть глуповатого (неужели здоровяк не мог выбить дверь?). Жан-Клод Бриали - богемный художник Кори, полная противоположность, но тоже доверчивый и безответственный. Даниэль Буланже создает образ исключительно доверчивого и обаятельного Дельво. А Мишель Буке играет одинокого, скромного Корала - единственного, кто что-то помнит и раскаивается (парадоксально, не в чем). Из всех выбивается только реально нажавший на курок (случайно) Блисс в исполнении Клода Риша - единственный, кто не вызывает симпатий. Но если не считать его, все остальные участники той давней компании - на редкость порядочные, добрые, доверчивые люди. Никакие не злодеи. Но месть Жюли Кольер (Жанна Моро) неумолима и не знает полутонов.
Только женщина (и граф Монте-Кристо) может так перегореть от несчастья, чтобы стать убивающим роботом мстительности. И вот это превращение Жюли из женщины в чудовище, за что и восхваляют Жанну Моро. Смотрите сами - красавица Жюли с каждым актом мести становится все страшнее на лицо, а перед финалом глаза Моро кажутся безумными.
Не пытайтесь смотреть это как экранизацию детектива Уильяма Айриша - Трюффо будто игнорирует мотивацию романа. Он снимает историю преступлений Жюли как гимн женской красоте и устремлению на погибель мужчин. Не ищите здесь логику. "Невеста была в трауре" - эстетический триллер, чисто эстетическое наслаждение эта картина вам точно доставит! Но любителям детективных сюжетов не рекомендую.
Что думаете об этом необычном фильме и трактовке Трюффо? Пишите в комментариях, ведь обсуждение - лучший способ оценить картину!