«Смута» — проект неоднозначный. Кто-то ожидает её провала, ведь творение Сайберии не собирается быть такой, как задумана идеальная игра в головах отдельных геймеров. Другие (к счастью, таких большинство) не спешат с выводами и упорно ждут 4 апреля, чтобы самостоятельно решить, нравится или нет.
К сожалению, говоря о Смуте от Cyberia Nova, сложно не упомянуть волну хейта, неумолимо текущую с самого дня анонса. Как и в любом другом комьюнити, здесь есть два лагеря. Одни, Простые смертные, которым интересно посмотреть, что получится, они подождут, поиграют, кому-то понравится, кому-то нет — всё как у всех. Другие же как прошедшие отдельный виток человеческого развития личности, не обделены ни когнитивными способностями, ни наличием собственного мнения. А чтобы узнать, в чем оно заключается, периодически подпитываются роликами некоторых каналов на подобие IXXX(расшифровку можно додумать в комментариях).
К чему я? Давайте не будем рубить с плеча и поговорим о том, как релиз Смуты отразится на игровой индустрии той страны, которая, собственно, за неё и платит.
Ящеров не будет
Предлагаю разобраться, какая вообще цель кампании, повлекшей за собой выход игры, охватывающей один важных периодов истории России.
Разочарование многих может быть связано как раз в не очень правильном представлении о том, что из себя представляет игра. Это не убийца Ведьмака 3, Rdr 2 и скорее всего даже последних частей Assassin's creed, это другое. Смута не старается быть прорывной. Но старается быть хорошей игрой по меркам возможностей её разработчиков в условиях, отличных от привычных для мирового геймдева.
Да, игра финансируется правительством. Что это значит?
Значит это то, что даны даже не общие рамки, а четкая инструкция, как должна выглядеть игра, что в ней должно быть, а чего в ней быть не должно (даже ящеров скорее всего не завезут). Разработчики не могут сильно видоизменять продукт в угоду своим желаниям или желаниям своих телезрителей. Будет ли задумка людей, дающих деньги на реализацию схожа с ожиданиями искушенного игрока? Вряд ли. Будет ли это хорошая игра, если абстрагироваться от соплеменников? Увидим 4 апреля.
Важно отметить, что на разработку не были выделены такие деньги, которые можно сопоставить по объемам, например, с затратами Rockstar Games, CD Project RED или, прости господи, Ubisoft. Это не позволяет задействовать все ресурсы, чтобы со всех сторон отполировать каждую механику и каждую анимацию отдельно, поэтому советую изначально настроиться на то, что звезд с неба кинематографичных кат-сцен, анимаций и увеселительных приколов никто не хватает.
Баги, фризы и Клим Саныч
Игра в первую очередь позиционирует себя чуть ли интерактивным не учебником истории. То, что по ней можно изучить небольшую часть истории — один из аспектов, благодаря которому существование игры. Помимо сюжета Смута предложит нам образовательный режим, что больше нацелено на вовлечение школьников изучение истории и уже активно практикуется с другими играми, странами и периодами. Как вам изучение программирования в Майнкрафте или проведение уроков в Half-life Alyx? Вот и наши отечественные школьники смогут изучать нашу отечественную историю в нашей отечественной игре. Мечта? Реальность!
Конечно, не все играют в игры для того, чтобы учить историю, но поговорим об этом в другой раз. Такой факт. Тут ничего не сделаешь. Как не сделаешь ничего с тем, что у игры просто прекрасная графика. Можно ругать любой кусок игры, но графика — наше с вами почтение. Да. Это наше общее мнение. Мы с вами все так решили.
К слову о системных требованиях:
- Процессор: Intel i3 / Ryzen 3 (минимально), Intel i7 / Ryzen 9 (рекомендуемо)
- Память: 16 гигабайт (минимально), 32 гигабайта (рекомендовано)
- Место на диске: 50 гигабайт
- Видеокарта: Nvidia GTX 980/1060 (минимально), Nvidia RTX 3080 (рекомендовано)
На компьютер для историка скидывались всем районом.
Но не будем делать обзор еще не вышедшей игры. С этим многие справятся лучше. Мы собрались тут не для этого.
Смута готовит почву для ростков российского геймдева
Сможете ли вы назвать, не задумываясь, пару-тройку исконно русских игр последних лет, которые были хотя бы немного похожи на AAA проекты? Безусловно, инди сегмент играет невероятную роль в развитии всей индустрии, но не делает её целостной. Смута же готовит почву. Смута объединила опытных разработчиков и не опытную студию. Работа проделана не сопоставимая бюджету, благодаря в первую очередь людям, которые трудятся на благо проекта. Смута дает нам поверить в то, что именно они начнут создавать свои студии, отлаживать процессы и вливать тонны денег (быть может и государственных).
Огласка же качества Смуты целиком и отдельных её элементов даст разработчикам видение того, какой же продукт ждет потребитель, откалибровать рецепт качественной игры. Не важно, насколько хорошо ты реализовал то, что никому не интересно, и никому не понравится, как ты испортил то, что все ждали. Бывает такое, что сами пользователи оказываются в восторге от механик, которые на этапе идеи были не по душе. Всё это отлаживалось мировыми компаниями уже десятки лет, наш же удел наверстать в ближайшие годы.
Я верю так и в то, что где-то сейчас живет будущий российский Хидео Кодзима, Хидетака Миядзаки, или Тод Говард. Чтобы произвести революцию в индустрии, недостаточно громких слов и оценочных гонений. Важна душа, важна боль творца, его извращенное видение мира и желание высказаться. Этого, к сожалению, Институт развития интернета не предлагает.
Смуту будут ругать. Будут удалять, отменять разработчиков. Сейчас такие тенденции. Я призываю лишь не идти на поводу у людей, которые говорят, что думать, прикрываясь словами "Ну вы же умные люди, думайте как умные люди, то есть вот так...". Давайте каждый решит за себя, какой он человек, и как он относится. И если уж игра не нравится, всегда можно остаться человеком и обойтись без негатива в адрес тех, кто положил на неё много времени и сил.
Осталось несколько дней и мы увидим всё своими глазами.А закончить хочу теми же словами, которые сказала Даша Островская в интервью с Алексеем Копцевым.
Возможно, Смута выйдет такой, какой её задумали разработчики. Но кто сказал, что она выйдет такой, какой её хотят увидеть игроки?