Найти в Дзене
Эйдос

Функциональная грамотность - это не то, что вы думаете!

Концепция и методика развития функциональной грамотности - ещё одна принципиальная разработка нашей научной школы. Отечественная!

Удивительно вот что. Всё инфопространство в нашей стране по ФГ завалено тем, что нам привнесла компания из Австралии под названием PISA. Сейчас этой компании у нас больше нет, но дело её живёт благодаря тем, кто не вникает в суть вещей и продолжает следовать рекомендациям Пизы. А если вникнуть, то можно обнаружить произвольное и научно необоснованное толкование «важных» типов функциональной грамотности этой международной организацией. Пиза диагностирует в разных странах следующие виды функциональной грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, а также «глобальные компетенции», финансовую грамотность, креативное и критическое мышление. Возникают вопросы:

• Почему именно эти «грамотности» предлагают диагностировать сотрудники PISA, а нанятые ими в России агенты послушно исполняют?

• Почему в данный список включена финансовая грамотность, а, не, скажем, половая или семейная, что они менее важные?

• Почему только читательская, математическая и естественнонаучная грамотности включены, а где грамотности из других учебных предметов и наук?

• Креативно мыслить грамотно нужно, а, например, когнитивно – что, не нужно? Где остальные типы мышления? И мышление – разве это грамотность?

• Критическое мышление – почему именно оно удостоено чести быть «важным», а не, скажем, логическое, методологическое или рефлексивное мышление?

Уже сами вопросы риторичны и свидетельствуют о произвольном или специальном толковании представителями PISA видов функциональной грамотности без опоры на науку. К сожалению, сотрудники отечественных институтов, которые должны были бы разработать методологическую основу развития функциональной грамотности, вместо этого повторяют и тиражируют «пизовские» виды грамотности на всю отечественную систему образования.

Так что сейчас появилась хоть какая-то альтернатива в понимании ФГ. Издана книга, проводятся курсы и конференции.

Функциональная грамотность - это не то, что вы думали

Во-первых, ФГ для всех, а не только для детей.

Во-вторых, ФГ - предтеча компетентностей.

В третьих, ФГ - основа образования, и не только школьного.

Новая концепция функциональной грамотности Научной школы А.В. Хуторского:

Книга - http://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/fg/

Конференция - http://eidos-institute.ru/event/conf/teachers/catalog/873020/

Стажировка - http://eidos-institute.ru/event/conf/teachers/catalog/873020/

«Прослушала сегодня вебинар «Что такое функциональная грамотность». Было интересно услышать мнение, отличное от преобладающего в образовании. А.В.Хуторской четко описал границы функциональной грамотности, обозначил её виды. Хотелось бы подробнее узнать о методике формирования и оценивания функциональной грамотности. Спасибо за мероприятие!» - В. Громова, учитель.

КОНФЕРЕНЦИЯ

Научная школа Хуторского провела 27-29 марта в Москве конференцию на тему «Функциональная грамотность в образовании».

Результаты конференции по функциональной грамотности.

В ходе конференции проведены семинары, консультации и пленарное заседание с выступлением ведущих учёных-практиков, с презентациями результатов педагогического эксперимента по развитию ФГ.

Сводные результаты конференции по функциональной грамотности (ФГ) на основе рефлексии её участников:

  1. Истоки ФГ лежат в реальной жизни и окружающем каждого человека мире. Именно из реальности, а не из программ-стандартов-учебников их следует "доставать". В своих выступлениях участники конференции представили перечни ФГ для нескольких областей деятельности в обучении школьников и студентов.
  2. ФГ является инструментарием, начальной базовой основой более комплексных компетенций. Если цель применения компетенций - создаваемый продукт, то ФГ - инструменты для его создания.
  3. Естественными ФГ человека выступают те, которые проистекают из пяти видов стремлений, установленных Научной школой А.В. Хуторского: познавать, создавать, организовывать, взаимодействовать, видеть смысл.
  4. Понятийный аппарат компетентностей и ФГ может включать в себя традиционный ЗУНовский понятийный аппарат, а может и обходится без него.
  5. Критериями диагностики развития ФГ выступают параметры, характеризующие качество действий и деятельностей, к которым они относятся. Выступающие представили систему количественной обработки данных педэксперимента с диагностикой и оценкой уровня развития ФГ школьников и студентов.

Ведущие выступления по тематике ФГ войдут в качестве статей в очередной выпуск журнала "Эйдос". Статьи принимаются до 3 апреля. Рекомендации авторам.

На основе принятых к публикации статей будет подготовлено 2-е дополненное издание монографии "Функциональная грамотность в образовании".

Следующая конференция в Москве проводится 19-21 июня 2024 г. Её тема «Самореализация учащихся в дистанционном обучении» https://eidos-institute.ru/event/conf/teachers/catalog/873030/

Научная школа Хуторского
Научная школа Хуторского