Как важно и как замечательно найти в жизни свою тему, в прямом и переносном смысле.
Краше, эффектнее, объемнее, чем Б.М. Кустодиев, никому написать купчих, пожалуй, не удалось. Дворянок увековечивали многие, свою роскошную лепту, например, внес К.Е. Маковский, о котором писала ранее. Многие известные и талантливые художники реалистично живописали неприглядные стороны жизни простого народа, например, В.Е. Маковский и В.Г. Перов.
А вот Филипп Малявин на весь мир прославил ярких, праздничных, колоритных крестьянок. А они, в свою очередь, прославили его на весь мир. Даже, пожалуй, на родине его известность меньше, чем за ее рубежами.
Филипп Андреевич Малявин родился 10 октября 1869 года в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии в многодетной крестьянской семье.
Рисованием увлекся чуть ли не с 4-5 лет, а в 8 уже получил свой первый «заказ» на детский портрет, писал чем придется (углем, кусочками известняка), на чем и где придется, у родителей не было денег на покупку необходимых принадлежностей. Однако они любили сына, понимали, что толку от него в деревне никакого, и, хотя считали зряшным его увлечение, уже в 16 лет отпустили со знакомым на Афон, где он около 6 лет, с перерывом, нес послушание и учился иконописи.
В 1892 году на Афон приехал скульптор Владимир Александрович Беклемишев, который обратил внимание на работы Малявина, оценил талант юноши и забрал его с собой в Санкт-Петербург. Благодаря помощи и поддержке Беклемишева, у которого он и жил, Малявин, не имеющий даже начального образования, стал вольнослушателем Императорской Академии художеств, а в 1897 году он стал учеником Высшего художественного училища. Учился у П. Чистякова и И. Репина.
Малявин еще во время учебы стал известен, его работы покупали за огромные деньги, он писал на заказ портреты, жанровые композиции. Его отличали талант, фантастическая работоспособность, азарт и яркая выразительность работ. По воспоминаниям современников, он умел писать «прямо красками по чистому холсту» (Грабарь), и чуть ли не за один сеанс.
В качестве конкурсной работы на звание художника и золотую медаль Малявин представил работу «Смех» и спровоцировал в Академии скандал. Огромное бессюжетное полотно, написанное кричащими красками, небрежными мазками размером с ладонь, «ослепило», повергло в шок членов Совета Академии и было отвергнуто.
За художника активно заступился Репин, которому работы Малявина нравились. И звание художника Малявин все-таки получил, но за портреты.
А спустя всего год – в 1900 году - эта его работа произвела фурор на Всемирной выставке в Париже, и там он получил за нее золотую медаль. Она была приобретена для Международной галереи современного искусства в Венеции, где и находится до сих пор. Слава, как это часто бывает, пришла из-за рубежа.
Значительно позже, в 1924 году Александр Куприн в очерке о Малявине написал:
«… на последнем конкурсном испытании в 1899 году, Малявин взял да и выставил свой красный «Смех».
С чем сравню появление этой великолепной картины…? Разве только — слабо говоря — с бомбой, разорвавшейся в циркулярном зале чинной Академии на Васильевском острове. По тогдашним временам это был скандал неслыханный ... Стыдливые академики дали звание Малявину не за эту картину, а за портрет молодого князя Оболенского. …
Но публика победила. Замечательно: это бывает только в России да в Италии. Приходили люди толпами и стояли перед картиной часами, очарованные и ядреным ярым бабьим смехом, и радостными, смеющимися красками. А уходя, уносили на лицах малявинскую улыбку, а в сердцах-сделанную в один день славу. <…>
Есть русская веселая поговорка: «Дурак красному рад». В годы первоначального успеха малявинских баб назревала первая, малая революция. Так вот: молодые неучащиеся люди и все курсята потянулись на поклон к Малявину. «Ваша картина — пророчество! Этот красный смех! Товарищ позвольте пожать вашу честную, правую, гениальную руку».
Но какой, к черту, Филипп Малявин революционер! Он, милостью Божьею, беззаботный и добрый анархист».
Малявин нашел свою тему, нарочито небрежную «импрессионистскую» манеру и цвета. Еще в 1895 году он в первый раз написал крестьянскую девушку в красном одеянии, и с тех пор использовал все оттенки этого цвета, ставшего его любимым. Также его фишкой, фирменным приемом стал ракурс – взгляд снизу.
За «Смехом» последовали «Три бабы», которых художник показал в 1901 году в Москве. Это по сути были «сестры» крестьянок из «Смеха», представляющие собой трехметровый ураган цвета. Картина также стала предметом ожесточенных споров, не нашла покупателя в России, и находится в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.
А затем последовало много-много разнообразных «баб» и «девок», среди них- «Баба в желтом» (1903 г., Нижегородский государственный художественны музей), где исполинская героиня максимально приближена к зрителям и просто невероятное сочетание цветов, «Вихрь» (1906 г., Третьяковская галерея) - воплощение безудержного движения.
Известность и успех сопутствовали художнику, его работы раскупались, он был довольно обеспеченным человеком, хотя во все времена жить только живописью было довольно сложно, даже В. Серов не был особо состоятельным человеком.
Художник в 1890 году купил землю в Рязанской губернии, построил там дом с просторной мастерской.
В 1906 году Совет Академии художеств присвоил Малявину звание академика «за известности на художественном поприще».
Но в 1918 году его усадьбу национализировали, и художник с семьей переезжает в Рязань, а затем в Москву.
В 1919 году, когда художнику уже было 50, состоялась его первая персональная выставка, но по целому ряду причин, в первую очередь из-за экономической ситуации, на выставке было представлено немного работ, и она не стала особым событием.
А в 1922 году Малявин едет в Берлин на Первую русскую художественную выставку, где экспонировались его работы. За рубежом художник дал интервью, в котором в том числе высказал мнение, что советский режим убил русскую живопись.
После такого естественно «о въезде Малявина в Россию не может быть и речи».
И начинается его довольно успешная жизнь за рубежами России. Художник в основном жил в Париже, где подружился с Куприным, Буниным и многими другими известными эмигрантами, в 1924 году провел свою первую зарубежную персональную выставку.
За рубежом Малявин, особенно в первые годы эмиграции, был более востребован как салонный портретист.
Он даже писал портреты представителей монархической династии Швеции, например, целую серию работ посвятил королю Густаву V, который вручил в 1933 году Нобелевскую премию в области литературы И. Бунину. Однако хороших портретистов всегда было много.
Со второй половины 1920-х Малявин увлекся пейзажной тематикой, где воссоздавал несколько сказочную дореволюционную Русь.
В 30е годы он необычайно популярен, активен и проводит массу успешных выставок по всему миру - во Франции, Италии, Германии, Великобритании, Швеции, Дании и многих других странах.
Однако со временем его работы на темы старой Руси, которые он бесконечно повторял и варьировал, стали менее яркими, иногда курьезными, даже итальянские критики отмечали их псевдо-русский стиль (а-ля Рюс). Все-таки для художника, писавшего экспрессивно, но в реалистичной манере, с натуры, отрыв от нее не прошел бесследно.
Художник был в Брюсселе, когда Бельгию захватили немцы. Малявин иностранного языка так толком и не выучил, немцы заподозрили в нем шпиона, арестовали, но выпустили. 70-летниему художнику пришлось пешком добираться до Ниццы, где он умер 23 сентября 1940 года.
В России проводятся выставки работ Малявина. Например, в 2013 году в Русском музее, была, кажется, уже третья выставка, были и «сборные» выставки, например, в Третьяковской галерее - «Адепты красного. Малявин & Архипов», многие работы привозили из-за рубежа, в 2019 году, Оренбургский областной музей провел выставку «Наш земляк Филипп Малявин. К 150-летию со дня рождения», где были и изумительные графические работы художника.
Иногда художник становится известным благодаря одной картине, Малявин прославился вихрем красок, создавая серии ярких, мощных крестьянских образов. И как же важно не убить впечатление.