Рынок психологических услугу у нас в стране только проходит становление. Хотя ему уже не первый десяток лет, он претерпевает многие болезни роста. Одна из основных проблем — это этика. Не так редко слышу про двойные отношения, использование клиентов, скидки клиентам за то, что приводят знакомых в терапию. Про этику рекламы и продвижения лучше я пока умолчу. И отделаюсь заявлением, что неэтичное продвижение дает гораздо больший эффект в плане роста аудитории. Большой соблазн таит выкладывать клиентские истории без разрешения, ведь публика такое любит и что бы контента было много и регулярно. Доходит до того, что клиент только выходит из кабинета, как в соцсети появляется пост о его процессе терапии. Что нарушает как конфиденциальность, так и рушит процесс терапии и подрывает доверие.
С одной стороны, мы имеем еще достаточно дикий рынок, и хорошо приспособленный к текущим реалиям психолог будет скорее импульсивный, достаточно аморальный и нарциссичный. Мы все-таки живем в достаточно нигилистическое время, где быть на повестке дня важнее чем сохранять верность ценностям, где что бы продать свои услуги нужно уметь красоваться, строить образ всезнающего и достаточно идеального. С другой стороны, если психолог отражает все особенности и пороки общества, то он и не даст нового опыта клиенту, не сможет поддержать процесс развития клиента. Получается этика психолога должна быть строже, этики общества. Психолог должен добровольно наложить на себя ряд моральных обязательств, чтобы быть полезным клиенту.
И здесь возникает большая сложность. Поясню на некотором примере из практики. На днях я проводил практическое занятие у студентов бакалавров первого курса. Основной частью занятия было знакомство с одним из российских этических кодексов. И такое ощущение что студентов придавило бетонной плитой. Что психолог должен, обязан. Как будто у него нет прав, только ограничения. Этика воспринимается как тяжесть, как морализирование.
В рынке психологических услуг особенно местами сильно не хватает хорошей, жесткой этики, границ. Как будто нужна отцовская фигура, которая стукнет кулаком по столу и остановит беспредел, научит добру и злу. А этика ведь, по сути, и занимается этим, что такое хорошо и что такое плохо. С другой такое жесткое привнесение этики связанно с недовольством ей и не желанием ее принимать. Ведь зачем мне себя ограничивать?
Очень не хватает еще и иной подачи этики. Этики как того, что нам помогает, ориентирует, на что мы можем опираться. И что этический комитет в первую очередь должен быть поддержкой психолога, а не исключительно карательным органом. Что, возлагая на себя обязанность, получишь еще и поддержку. То есть актуальная задача развития этики в психологии в России — это поиск формы ее донесения. Сделать ее не только обязывающей, но еще и дающей. Изменить отношение сообщества к этике.
Отказ не отнимает. Отказ одаривает.*
Отказ от некоторых вольностей, пороков, действительно не отнимает ничего подлинно важного у психолога, а является даром. Этика — это то, что позволяет психологу стать полезным, реализоваться как специалисту. Быть этичным означает принять возможность быть психологом.
* Мартин Хайдеггер "Проселок"
Автор: Игорь Ильин
Психолог, Гештальт-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru