Путешествие навстречу солнцу. Из Москвы на Кольский. Часть 4. Соловецкие острова.

Утром нового дня мы встали рано и направились к пристани. От кемпинга до пристани идти пешком около получаса, но администратор кемпинга любезно согласился нас подкинуть на машине, поэтому добрались мы минут за пять. Для того, чтобы сесть на теплоход пришлось встать в очередь и только минут через 15, когда объявили начало посадки, очередь начала двигаться. Мы расположились на верхней открытой палубе, благо погода позволяла — было солнечно и дождя не предвиделось.

Вид с верхней палубы корабля

После 15 минут ожидания мы услышали шум запустившихся двигателей, теплоход отчалил от пристани и взял курс на бухту Благополучия Большого Соловецкого острова.

Собственно Соловецкие острова - это архипелаг, включающий в себя шесть крупных островов: Большой Соловецкий (самый крупный остров архипелага, на котором и расположен одноименный монастырь и поселок), Анзер или Анзерский, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий. Также в архипелаг входят более сотни малых островов и островков, многие из которых даже не имеют своего названия.

Архипелаг расположен при входе в Онежскую губу Белого моря на расстоянии чуть менее 40 километров от Беломорского побережья Карелии и примерно на таком же расстоянии от Онежского полуострова Архангельской области.

Добраться на Соловецкие острова летом можно по воде или по воздуху. Самолеты летают из Архангельска, а теплоходы ходят из карельских Кеми или Беломорска. Зимой же острова практически отрезаны от большой земли - добраться можно только по воздуху и то далеко не всегда, так как погода часто может оказаться не летной.

Вид на Соловецкий монастырь с борта

Спустя примерно час пути наш теплоход причалил к монастырскому причалу в бухте Благополучия. И вот тут мы столкнулись с первыми признаками того, что жизнь на островах сильно отличается от материковой. Дело в том, что уже на борту я понял, что забыл зарядку от телефона. На островах мы планировали пробыть два дня, поэтому отсутствие зарядного устройства являлось проблемой - телефон при активном использовании за это время точно бы разрядился. "Ну забыл зарядку, куплю новую", - наивно думал я.

Как только спустились с теплохода, мы отправились на поиски какого-нибудь магазина с промтоварами, чтобы сразу решить этот вопрос. Но после посещения трех магазинов стало понятно, что проблема гораздо серьезнее, чем я ожидал: телефонных зарядок не было нигде. Как мне объяснила продавщица в одном из магазинов, такие товары на остров не возят - нет смысла, так как те, кому нужны эти вещи, привозят их сами с материка.

Панорама Соловецкого монастыря

И в этой, казалось бы, безвыходной ситуации, проявилась и вторая особенность данной местности - это открытые и отзывчивые люди. В одном из магазинов продавщица предложила мне свою зарядку для телефона совершенно бесплатно, но с возвратом через пару-тройку часов. Я поблагодарил, но брать не стал, так как мы собирались идти гулять по острову и получится ли вернуть ее в обозначенное время, я не понимал.

Скажу сразу, что телефон у меня, хоть и проболтался два дня в режиме экономии энергии, но все же дотянул до материка, где был успешно заряжен от машины. А помогли мне в этом вот такие же сочувствующие чужим проблемам люди, как эта продавщица — я воспользовался зарядкой в кафе во время обеда и в гостинице сердобольный администратор вошел в положение. Даже фотографировать на телефон получалось.

Жилой дом

Кстати, о гостинице. Разместились мы в отеле «Соловки Отель». Место, кстати, очень приятное, состоит из нескольких деревянных срубов с номерами внутри. В одном из зданий внизу есть большой ресторан, в котором можно попробовать блюда поморской кухни. Но вот цены на размещение на Соловках существенно выше, чем на материке в аналогичных условиях. Впрочем, на островах дороже все - сказывается сложность с доставкой, с коммуникациями, с обеспечением. И если решите посетить эти места, то вопрос проживания нужно решать заранее. Гостиниц разного уровня на острове много, но большинство из них в сезон могут оказаться забронированы почти на месяц вперед. Конечно, всегда можно поставить палатку, для этого на острове есть специальные площадки, где можно поставить свой раскладной дом по сходной цене. Но нужно иметь в виду, что это север и погода здесь довольно непредсказуема.

Дойдя до гостиницы, которая находится на самом краю поселка, мы бросили вещи и пошли изучать окрестности. Вскоре выяснилось, что пока разбирались с бытовыми вопросами, экскурсии, которые нам были интересны, на этот день уже расписаны, группы набраны, и мы можем записаться лишь на завтра, что мы, конечно, незамедлительно сделали. Итак, на утро запланирована экскурсия по монастырю, а на вторую половину дня - обзорная экскурсия по острову с посещением памятников самой печальной эпохи в его истории - периода ГУЛАГА. Первый день мы решили посвятить самостоятельному изучению острова и отдыху - предыдущие несколько дней были проведены преимущественно в дороге, и мы чувствовали некоторую усталость.

Причудливые деревья на острове
Вид Соловецкий залив

Здесь, на островах, совсем не хочется спешить, как будто само время течет иначе. В прогулках по поселку и его окрестностям прошла большая часть дня, а к вечеру я вышел на берег моря и встретил там уже знакомые вавилоны, то есть поморские лабиринты.

Беломорский лабиринт на берегу Соловецкого острова

Вечерний вид на монастырь

Второй день на островах получился у нас гораздо более насыщенным -было две экскурсии, а ближе к вечеру мы должны были вернуться обратно на материк. Экскурсии на острове организует паломническая служба монастыря. Помимо самого острова и монастыря, через них также можно посетить и окрестные острова архипелага, а также архипелаг Кузова, расположенный в юго-западной стороне от Соловецких островов.

Стены Соловецкого монастыря
Колокол

Мое впечатление от посещения Соловецких островов оказалось довольно противоречивым. Скорее всего, это было вызвано некими завышенными ожиданиями, которые были у меня относительно этого места. Фундаментальный монастырь оставил какую-то недосказанность, его полупустые помещения находятся явно не в том состоянии, в каком им следует быть. Тут, конечно, сказывается история XX века, не пощадившая древнюю цитадель. Но, следует отметить, что в монастыре ведутся восстановительные и строительные работы и возможно, в ближайшем будущем, мы увидим его в новом свете.

Храмы Соловецкого монастыря

Сам поселок находится в некотором запустении, но при этом местами стоят новые и недешевые гостиницы. Такое впечатление, что остров сам до конца не определился, кем он хочет быть: туристическим центром или сокровенным уголком тишины и покоя, затерянным посреди холодного северного моря.

Архитектура острова
Жилой дом

Я для себя сделал вывод, что вернулся бы на Соловки, но в следующий раз гораздо меньше времени и внимания уделял бы поселку и монастырю и больше окружающим территориям и природе архипелага.

Вездесущие чайки

На пристань мы пришли примерно за час до отправления нашего корабля на большую землю. Надо понимать, что посещение Соловецких островов даже летом (не говоря уже про зимний период, когда это довольно экстремальное приключение) процесс всегда вероятностный. Нельзя быть полностью уверенным, что получится в запланированное время или даже день уплыть на острова или вернуться с них. Белое море довольно непредсказуемо и коварно, погода может измениться в любой момент, и навигация может быть приостановлена из-за шторма. Но надо отдать должное, что корабли, которые курсируют на маршруте, способны ходить даже при достаточно большом волнении на море.

Нам повезло, и мы вернулись на материк в запланированное время. Забрав машины со стоянки, мы снова взяли курс на север - к месту следующей ночевки на небольшой турбазе около поселка Чупа в северной Карелии, в окружении практически девственной карельской тайги.

Добрались мы туда уже ночью, затемно, разместились и сразу легли спать. На следующий день наша цель - достигнуть Мурманска..

ЕСЛИ ПОНРАВИЛОСЬ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ БЫТЬ В КУРСЕ.

ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ПОСТАВИТЬ ЛАЙК. АВТОРУ БУДЕТ ПРИЯТНО.

ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ - СОВСЕМ РЯДОМ ИЛИ НА КРАЮ СВЕТА.

Предыдущие части рассказа о нашем путешествии можно прочитать здесь: