Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко пригласил в путешествие по миру оперы самую юную аудиторию
Оперные театры стремятся быть демократичнее, ближе к своей публике – и той, что ходит или только может прийти на его спектакли уже сейчас, и той, что придёт в него вскоре. Тенденция повсеместная: если уж в высоколобом Байройте адаптируют «Кольцо нибелунга», пытаясь сделать этого неповоротливого мастодонта привлекательным для детской аудитории (не для молодёжной – чему эксперименты посвящены повсеместно, в том числе и в «святилище Вагнера», и уже давно, а именно – детской!), то в прочих музыкальных домах уже не первый год активно ставят для детей – и собственно детские произведения (каковых не так уж и много – чтоб по-настоящему талантливых, с качественной музыкой), и оперы для взрослых, которые хоть в какой-то степени можно прочитать доступно для детей, а ещё – придумывают всевозможные развлекательные или образовательные (чаще первое со вторым стараются совместить, памятуя, что образование через игру – лучший и кратчайший методический путь) программы, активно привлекая подрастающее поколение к оперному театру, стараясь вырастить для него будущих преданных поклонников. Задача не из лёгких, но задача – благородная: сложный, на первый взгляд непонятный, неочевидный в своей привлекательности оперный театр может при определённых условиях повернуться к маленькому зрителю и стать для него эмоционально комфортным пространством, не отпугивающим, но манящим!
Россия в этом деле – совсем не отстающая держава, а в чём-то даже более чем передовая, начавшая движение оперы в сторону детства уже давно. Полвека назад именно у нас родился Театр Наталии Сац – первый оперный театр для детей, о чём ни без гордости говорим мы, и посеянное дало обильные всходы как в нашей стране, так и за рубежом, причём и не только на постсоветском пространстве – знаю лично, что опыт Сац изучают и применяют, например, в Турции! «Недетские» музыкальные театры тоже стараются «неутомительно, ненавязчиво просвещать» – от Большого и Мариинки до провинциальных оперных домов, ищут новые формы интерактива, придумывают новые программы и добиваются на этом пути интересных результатов.
Одна из таких успешных попыток недавно предпринята в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там пошли ещё дальше, решив: а что, если привлечь маленьких зрителей к созданию оперного спектакля? Показать им процесс изнутри, но не только в качестве экскурсантов, проведя их по цехам и гримуборным, но дать возможность хотя бы немножко «позаниматься творчеством» на заданную тему – тему конкретного оперного спектакля?
Вот так творчески, с фантазией подошли в театре к теме приобщения юных к опере – в результате родилась программа «Приглашение в мир оперы», удачно дебютировавшая в Стасике в декаду долгих майских праздников. Около шестидесяти детей в возрасте от семи до тринадцати лет приняли в ней участие, проведя в знаменитом столичном оперном доме более четырёх часов и подготовив за это время под руководством хормейстеров, балетмейстеров, декораторов и прочих «людей театра» несколько сценок из одного из самых любимых уже долгие годы (премьера прошла аж в 1997-м!) спектаклей – «Сказки о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова в постановке Александра Тителя. Сдав чад на попечение «театральной братии», родители вернулись в Стасик, только чтобы посмотреть уже готовый продукт – те самые несколько сценок, что разыграли ребята, и, похоже, были немало обрадованы тем любопытным результатам, что удалось добиться за столь непродолжительное время.
Ребят разделили на несколько групп, каждая из которых имела и свою «зону ответственности» - кто-то пел в новоявленном театральном хоре, кто-то танцевал – и в то же время группы периодически менялись местами, чтобы каждый из участников смог прикоснуться к разным сторонам театрального дела. Под руководством хормейстеров театра Татьяны Леоновой и Аллы Байковой, а также концертмейстера Марины Олейник дети разучили заковыристую песенку про грызущую драгоценные орешки белку: Николай Андреевич изрядно усложнил затейливыми ритмами и мелодическими ходами знакомую всем песенку, но ребята под водительством опытных наставников справились с этими подводными камнями. Руководитель миманса Андрей Альшаков за столь короткое время организовал из случайно собранной детворы и витязей морских, будоражащих морскую пучину, и подводных чудищ, и гигантские орешки, ловко разбиваемые всё той же волшебной белочкой. При помощи работников живописно-декорационного цеха под руководством Ксении Малайцевой ребята изготовили декорацию спектакля – живописный задник, на котором морское царство предстало во всей красе – с розовыми осьминогами, разноцветными рыбами, белыми барашками волн и парящих, словно лебеди над морской далью облачков. Острову Буяну с великолепным городом Леденцом также нашлось место на этой огромной картине. Оформление этой декорации вызвало неподдельный прилив энтузиазма у всех участников – мальчишки и девчонки перемазались красками с головы до пят, но работали увлечённо, заинтересованно.
Подготовка детского спектакля, «трудовые будни» перемежались экскурсией по самым разным частям театра. Ребята побывали в зрительской части – тёмной, сумрачной, загадочной в отсутствие яркого света люстр и многочисленных зрителей, посетили зачехлённый зрительный зал – как раз в это самое время на главной сцене монтировалась декорация балета «Неаполь», перекусили предложенными театральным буфетом яствами в роскошном стасиковском атриуме, поражающем своими царственным объёмами и обилием света (а день выдался солнечный!). Конечно же, наибольший интерес вызывала закулисная часть – там ведь никто ещё из них не был, в то время как в самом театре многие уже не впервые – немало ребят видело разные спектакли театра, в том числе и «Салтана». Переходы и лестницы, мастерские и репетиционные залы, и, конечно же – сцена – огромная, просторная, с передвигаемыми по ней «домами» в натуральную величину, с циклопическим Пегасом из «Сказок Гофмана» и не менее внушительными шахматными фигурами из «Итальянки в Алжире». «А почему они зелёные, эти шахматы?» - резонно спросил один мальчуган, на что сотрудники литчасти Ирина Горбунова и Дмитрий Абаулин, ведшие содержательный рассказ о тайнах театрального закулисья, не растерявшись, ответили приглашением посетить забавную оперу Россини – чтобы самому разобраться в колористических метаморфозах спектакля.
Миниатюрный спектакль-концерт по мотивам «Салтана», подготовленный ребятами, помимо их родителей пришёл посмотреть «сам царь» при полном параде – в короне и парчовом кафтане: в своей коронной роли выступил солист оперы Роман Улыбин, спевший почему-то вовсе не какую-нибудь корсаковскую арию, а знаменитую каватину Мельника из «Русалки» Даргомыжского. Впрочем, для импровизированного спектакля «по русским мотивам» - сгодится, тем более, что спета ария была хорошо. Пришёл и нынешний директор театра Ара Карапетян – семнадцать лет назад именно он был дирижёром-постановщиком «настоящего» «Салтана», и наверно ему было интересно посмотреть, что получилось у ребят и как сработало новое начинание театра: Стасик имеет в своей афише детские спектакли, специальные концертные программы, но вот на такое решился в первый раз.
Что ж, кажется, получилось на славу – свежо, интересно, увлекательно: ребята не только отдохнули и порезвились в выходной день, но узнали много нового и интересного для них, играючи – потрудились «во славу искусства». Окунулись на несколько часов в удивительную атмосферу театра – настоящего оперного театра! Такие «инъекции доброты», «прививки прекрасного» обязательно принесут свои плоды – ведь опера жива не только талантливыми произведениями и выдающимися постановщиками, но, что не менее важно, - публикой, ежевечерне заполняющей вместительные прекрасные залы оперных театров в Москве, России, мире – везде.
«Музыкальная жизнь», № 5, 2014