Что такое синергетическая коммуникация и важна ли она для бизнеса?
В прошлой статье я писала про управление, основанное на уважении к людям. Сегодня хочется поговорить про не менее важный компонент взаимодействия с людьми в команде, с клиентами, с партнерами – синергию.
Синергия - это стратегия, при которой отдельные лица или организации объединяют свои усилия и ресурсы, чтобы коллективно достичь большего, чем они могли бы по отдельности. В конечном итоге это приводит к повышению производительности и результативности деятельности.
Хотя смело можно сказать, что это ключевой компонент не только в бизнесе, но и в личных взаимоотношениях – с партнером, в выполнении родительских обязанностей. Это наверно одна из высших ступенек коммуникации с людьми.
«Суть синергии в том, чтобы ценить различия – уважать их, совершенствовать сильные стороны и компенсировать слабые».
Стивен Кови, «7 навыков высокоэффективных людей».
Вы когда-нибудь задумывались, почему вы не можете достучаться до своих друзей, семьи или коллег по работе? Есть ли способ быть на одной волне и работать над достижением одних и тех же целей?
При синергетической коммуникации вы держите свой разум, чувства, эмоции открытыми для новых возможностей, неожиданных предложений, оригинальных и альтернативных идей, мысленно подразумевая, что разносторонний вклад каждого участника может привести к такому альтернативному варианту, который каждый человек по отдельности даже не может представить. Можно сказать – к настоящему чуду. Для этого надо иметь долю смелости, чтобы выйти из привычной зоны комфорта; гибкий ум – чтобы посмотреть не шаблонно, так как вы не привыкли мыслить; эмпатию – чтобы искренне постараться понять другого человека и его точку зрения. При синергетической коммуникации вы вступаете в ситуацию не для того, чтобы продвигать свое предложение или слепо принимать предложение другого человека, а скорее для того, чтобы предложить третью альтернативу.
Очень часто люди, услышав противоположную точку зрения начинают отстаивать свою позицию или уходят в защиту, а просто попробуйте, услышав на ближайшем совещании другую точку зрения, просто признать за ней право на существование, сказать: «Отлично, Вы видите это по-другому!», и попытаться выбрать оптимальный для обеих сторон вариант. И посмотрите, что получится.
Один из хороших примеров синергетического взаимодействия в работе – мозговые штурмы. Первые идеи могут быть более очевидными и традиционными, но все, что требуется, - это одно нестандартное предложение, чтобы привести к более инновационным и неожиданным идеям, и эта извилистая дорога может привести вас туда, куда вы никогда не ожидали. Кроме того, люди, вовлеченные в этот процесс, как правило, выходят из него с большим энтузиазмом и приверженностью плану, чем если бы это была заурядная идея, возникшая в результате несвежей совместной сессии или указания сверху.
Поскольку синергетическая коммуникация требует уязвимости и открытости, крайне важно, чтобы вовлеченные люди доверяли друг другу. Существует положительная корреляция между доверием и коммуникацией; более высокое доверие обеспечивает более высокие уровни коммуникации, которые улучшают взаимозависимые отношения и делают возможной синергетическую коммуникацию.
Ситуации с низким уровнем доверия способствуют низкому уровню общения, при котором люди защищаются друг от друга. По иронии судьбы, такой вид общения еще больше подрывает доверие и заставляет людей быть еще более осторожными. Ни о какой эффективной коммуникации в данном случае речи не идет.
Умеренный уровень доверия создает уважительное общение, когда люди вежливы, честны и неподдельны, но избегают открытости настолько, чтобы рисковать конфронтацией. Люди, которые общаются на этом уровне, понимают позиции друг друга интеллектуально, но не оценивают свои собственные парадигмы и не открывают свой разум новым возможностям. Без необходимых компонентов для выработки новых креативных идей такой вид коммуникации, как правило, приводит к компромиссу, низкой форме взаимовыгодного сотрудничества.
Высокое доверие приводит к высокому уровню коммуникации, который приводит к творческим, синергетическим результатам. Доверие позволяет всем участникам чувствовать себя в безопасности и комфортно, открыто делясь своими идеями и парадигмами, зная, что другие попытаются понять их точку зрения и развить ее. В основе такой коммуникации лежит внутренняя убежденность – «Если такой человек, как Вы, не соглашается со мной, то возможно в ваших взглядах есть что-то, что я пока просто не понял, но я должен это понять, потому что ваша система взглядов очень важна для меня». И Вот тут как раз очень важно уважать своего собеседника, о чем я писала в прошлой статье. Если Вы не уважаете человека, Вы не можете искренне хотеть понять его, а тогда и синергия не возможна.
Чтобы работать эффективно, общение должно происходить в обстановке взаимного доверия, где коммуникаторы чувствуют себя свободными выражать необычные и креативные идеи, не опасаясь насмешек или критики. Эта форма коммуникации может стать ключевой для роста вашего бизнеса, дать вашим сотрудникам возможность открыто высказывать свои идеи, она может стать тем моментом "эврики", который выведет вашу компанию на новый уровень.
Это не только даст новые идеи для продуктов, но и может стать отличным источником инноваций и поиска новых, потенциально более эффективных способов работы. Это не означает, что общение должно быть бесцельным. Эта форма общения требует от менеджеров и персонала отказаться от своей привязанности к укоренившимся процессам и идеологиям и быть готовыми к изучению лучших способов ведения дел. Это требует от компании привести свою культуру в соответствие таким образом, чтобы сотрудники чувствовали себя в безопасности, сообщая о новых идеях своему руководству.
Концепция подразумевает, что совместная работа над задачей может привести к лучшему принятию решений и получению результатов, чем работа в одиночку. В мире бизнеса объединение персонала, технологий и ресурсов может привести к увеличению доходов и снижению расходов.
Неочевидным примером синергии в бизнесе является система обратной связи, когда компании просят клиентов поделиться своим опытом о конкретном продукте или услуге. Отзывы клиентов помогают компаниям узнать, чего им не хватает, позволяя им совершенствоваться и работать еще лучше.
Если Вам понравилась эта концепция, но Вы не знаете как начать работать, используя синергию, можно начать с пяти простых шагов:
- Выявите проблему или возможность.
- Постарайтесь понять вариант собеседника.
- Поделитесь вашим видением.
- «Мозговой штурм» – постарайтесь совместно создать новые варианты и идеи.
- Совместно выберите лучший вариант.
И казалось бы, как связана синергия и lean-мышление, о котором я пишу. Но как писал Стивен Кови: «Сила взаимодействия частей проявляется и при создании синергетической культуры семьи или организации. Чем больше их члены вовлечены в анализ и решение проблем, чем более искренне и продолжительное участие принимают в этом процессе, тем ощутимее творческая отдача каждого и приверженность тому, что он созидает. Я убежден, что именно в этом заключаются преимущества японского подхода к бизнесу, изменившего ситуацию на мировом рынке».
Подписывайтесь на телеграм-канал.
Александра Гостева