Найти в Дзене

Познавательная деятельность школьников (урок истории, 11 класс). Курсовая работа по педагогике.

Познавательная деятельность школьников - курсовая работа по педагогике. Консультационная компания "Магистр 34".

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты активизация познавательной деятельности школьников на уроках истории в 11 классе

1.1. Развитие познавательных интересов учеников 11 класса как педагогическая проблема

1.2. Методы активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории в 11 классе

Глава 2. Методические пути активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории в 11 классе

2.1. Анализ учебников по истории в 11 классе и их роль активизации познавательной деятельности школьников на уроках

2.2. Проектирование урока истории в 11 классе, направленного на активизацию познавательной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исторического образования вызвана динамическим развитием современной мировой цивилизации в конце ХХ в. – начале ХХІ в., стремительными изменения в технике и технологиях, интеллектуализацией труда, ростом социальной мобильности, повышением роли личности в общественной жизни, свидетельствующем о формировании нового типа постоянно изменяющегося общества, которое является открытым для разнообразных нововведений. Кардинальные социально-экономические реформы влияют на образовательную политику, которая предусматривает модернизацию содержания образования, в частности переориентацию из предметно-ориентированной на лично-ориентированную. Одной из главных задач современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирования поколения, способного к активной творческой деятельности и развитию ценностей общества.

Важное место в содержании современного школьного образования занимает историческое образование. Изучение истории в школе позволяет ученикам познакомиться с социальным опытом во всех сферах человеческой жизни и сформировать представление о развитии человечества в социальной, экономической, политической, религиозной сферах и т.п.

Изучение истории является основой культурного совершенствования ученика, его гражданского становления, формирования социальной активности личности и понимания учениками собственного места в обществе.

Знание и компетентность стали наиболее ценными категориями, среди которых важное место занимают исторические знания. Они стали неотъемлемой составляющей образования гражданина, необходимым условием развития экономически крепкого и свободного государства. История как предмет является уникальной, потому что влияет на формирование системы мышления, предоставляет возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве, вооружает его знаниям исторического опыта, который в результате позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы. К тому же, исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения лица и, вместе с тем, учат ценить и уважать мнения других.

Исторические дисциплины воспитывают и развивают широту мышления, творческое воображение, толерантность, общественную активность личности.

Следовательно, историческое образование призвано готовить молодежь к самостоятельной жизни в преисполненном противоречий современном мире, создавать условия для взаимопонимания между людьми, которые представляют разные культурные, религиозные и этнические традиции, помогать человеку осознать себя не только представителем определенной страны и региона, но и гражданином мира.

Сегодня в мировой образовательной практике ведущей становится новая парадигма образования, которое сочетает знаниевую, деятельностную и ценностно-ориентационную составу содержания учебы и формируется "от результата". Ее направлениями в российской теории и философии образования можно считать деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные требования к школьному учебному процессу заключаются не только в том, чтобы учащиеся получили систему научных фактов, готовых истин и штампов поведения. Обучение должно формировать у будущих выпускников школы способность творчески мыслить, умение сопоставлять и анализировать факты, аргументировано защищать собственную точку зрения, критически относиться к источникам информации, учиться понимать других людей и сотрудничать с ними. В этой ситуации на помощь учителям придут активные и интерактивные методы (или методы активизации познавательной деятельности), которые сегодня успешно применяются во многих странах мира.

Теоретическая основа курсовой работы базируется на современных научных взглядах и методических разработках таких авторов, как:

Объект исследования – обучение истории в школе.

Предмет исследования – методические условия активизации познавательной деятельности на уроках истории в 11 классе.

Цель курсовой работы заключается в изучении методических условий активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории в 11 классе.

Задачи курсовой работы:

- определить развитие познавательных интересов учеников 11 класса как педагогическую проблему;

- изучить методы активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории;

- провести анализ учебников по истории в 11 классе и их роль активизации познавательной деятельности школьников на уроках;

- спроектировать урок истории в 11 классе, направленный на активизацию познавательной деятельности.

Методами исследования. В работе использован теоретический анализ педагогической и методической литературы, а также применены такие методы познания, как: анализ, синтез и обобщение.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты активизация познавательной деятельности школьников на уроках истории в 11 классе

1.1. Развитие познавательных интересов учеников 11 класса как педагогическая проблема

Одним из главных условий обеспечения всестороннего развития ученика как целостной личности, повышение эффективности процесса учебы (как основы развития личности в школьном возрасте) является развитие познавательных его интересов, направленных на овладение знаниями и умениями, их обогащение и применение.

Философия рассматривает познание как процесс целенаправленного, активного отражения действительности в сознании человека, предопределенный общественно-исторической практикой человечества.

Процесс познания носит общественно-исторический характер, который сказывается, в том, что:

- во-первых, все человеческие познавательные способности и возможности формируются на основе практики и предопределены ею;

- во-вторых, отдельный человек учится мыслить и познавать вместе с усвоением форм и способов человеческой деятельности, приобретенных человечеством знаний, языка, то есть благодаря усвоению общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями;

- в-третьих, сам процесс овладения этим опытом предусматривает жизнь в обществе, в человеческом коллективе;

- в-четвертых, то, что человек может познать и что он познает, тоже определяется уровнем общественно-исторического развития человечества, всемирно-историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, языке.

Познание, как процесс активного творческого воссоздания действительности в сознании человека в результате его деятельного предметно-практического отношения к миру, возможен лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Противоположностями, через взаимодействие которых реализуется процесс познания, являются не сознание и не знание само по себе и внешний мир (материя, природа), а субъект, как носитель познания и объект, как то, на что направлена познавательная деятельность субъекта [Штанчикова, 2019].

Важным стимулом познавательной активности субъекта является познавательный интерес, который выступает в виде целенаправленной познавательной деятельности личности.

Подготовка человека к жизни – это подготовка личности к социально необходимой, важной для общества и самой себя деятельности, в которой наиболее полно раскрываются ее творческие возможности на основе удовлетворения моральных запросов, интересов, способностей.

Деятельность – категория социальная. Она сформировалась исторически, в процессе труда. Человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими потребностями, возникающими и развивающимися исторически. Деятельность человека характеризуется сознанием и целенаправленностью. Личность как субъект деятельности, удовлетворяя свои потребности, взаимодействует со средой, ставит перед собой определенную цель, мотивирует ее, добирает средства для ее осуществления, обнаруживает физическую и умственную активность в достижении поставленной цели.

Сознательный характер человеческой деятельности сказывается в ее способности к планированию, предвидении результатов, регуляции действий, стремлении к ее совершенствованию.

Следовательно, деятельность – это сознательная активность, которая оказывается в системе действий, направленных на достижение поставленной цели.

Для педагогического процесса, а главное, для построения теории деятельности в педагогике, значения имеют исследования, в основе которых лежит обоснование соотношения общественного и индивидуального в деятельности и которые заключают в себе идею активной жизненной позиции [Федюкова, 2021].

Глава 2. Методические пути активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории в 11 классе

2.1. Анализ учебников по истории в 11 классе и их роль активизации познавательной деятельности школьников на уроках

Учебно-воспитательный процесс современной школы направлен на формирование гармонично развитой, творческой личности. Для успешного решения поставленной задачи ведется активный поиск новых форм и методов обучения и воспитания одиннадцатиклассников. Их основное содержание заключается в оптимальном сочетании национального и общечеловеческого, что дает возможность школе воспитывать гражданина и патриота, который любит свой народ и в то же время уважает другие народности и национальные меньшинства.

В Федеральном перечне учебников для 10-11 классов на 2021-2022 год, перечислены следующие учебники истории для одиннадцатиклассников:

1) История России 11 класс в 2 ч. Ч. 1: учебник базовый и углубленный уровни / О. Н. Журавлева, Т. И. Пашкова Т.И.; под ред. В. А. Тишкова. 3-е из., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 336 с. Предоставленный во первой части учебного пособия курс истории России с древнейших времен до конца XVII столетия выстроен на основе достижений современной исторической науки. Методический аппарат учебного пособия ориентирован на развеивающее обучение, деятельное системное формирование умений. Вопросы и задания позволят организовать дискуссии, практикумы, проектную деятельность. Наличие иллюстраций, фрагментов документов, перечня обязательных для запоминания дат, памяток и тестовых заданий существенно облегчит учащимся подготовку к ЕГЭ по истории. Учебное пособие предназначено для изучения курса на базовом и углубленном уровнях. Соответствует ФГОС.

2) История России. 11 : углублённый уровень : учебник : в 2 ч. / [О. В. Волобуев, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко и др.]. – 3-е изд., стер. Ч. 1. – 2022. М.: Просвещение. – 396, [1] с. Учебник, подготовленный в соответствии с историко-культурным стандартом, охватывает период отечественной истории с древности до начала XXI века. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника – системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать её в практической деятельности. Учебник соответствует ФГОС.

3) История России. 11 класс [Текст] : учебное пособие для общеобразовательных организаций : базовый и углублённый уровни : в двух частях : [12+] / [А. А. Данилов, А. В. Торкунов, О. В. Хлевнюк и др.] ; под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. Ч. 1. 2-е изд. стер. – М.: Просвещение, 2022. – 112 с. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1946 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Учебник соответствует Концепции преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-2
-3