В декабре далекого 1973 года в Бийске состоялось большое событие для жителей — открылся комплекс бытового обслуживания „Дом мод“.
О его строительстве хлопотал Руководитель города Леонид Гаркавый, который уверял министра легкой промышленности СССР в необходимости такого предприятия в городе. Хотя московский гость ничего конкретного не пообещал, но спустя небольшое время деньги на это были выделены.
Здание спроектировали в соответствии с современной советской архитектурой, где продумали все условия для комфортной работы и отдыха работников службы быта. Здесь трудились модельеры, конструкторы, швеи, закройщицы — более тысячи человек. Все вместе они шили полностью весь ассортимент одежды — верхнюю и легкую, для мужчин, женщин и детей. Внутри предприятия была развита социальная система: работала профсоюзная организация, столовая, спортивный зал. Гордостью предприятия являлась экспериментальная лаборатория, где разрабатывались новые модели одежды. Также пользовался большим спросом актовый зал, в котором проходили городские показы моды, манекенщицами нередко выступали сами работники. На балансе предприятия находился пионерский лагерь „Ракета“. В состав организации входили девять ателье, расположенные в разных районах города и пригороде.
Сотрудники предприятия выезжали за опытом в крупные города СССР, посещали зарубежные страны. Принимали участие во многих конкурсах и занимали призовые места. Слава бийского Дома мод звучала на всю страну. Бийские инженеры-конструкторы побывали в гостях у известного модельера Вячеслава Зайцева, который поделился с ними модными каталогами.
Воспоминания работников
Руководитель ателье „Колибри“ (оно расположено в ТК „Модный“) Елена Клепикова собирала архивные фотографии о жизни и работе людей на предприятии.
— Я успела поработать в Доме мод совсем мало — всего полтора года, — рассказала Елена. — Именно здесь началась моя трудовая деятельность после окончания техникума в Горно-Алтайске в 1987 году, пришла работать закройщиком легкого платья. Заведующей тогда работала Антонина Дуйнова, а стажировала меня закройщица легкого платья Надежда Филиппова. Очень ей благодарна, и жаль, что сегодня она не пришла. Она научила меня кроить по базам лекал, закройщики знают, что в техникуме этому не учат. Передавала свой богатый опыт, что в дальнейшем и определило мою будущую трудовую деятельность.
Как рассказала нам сотрудница ателье „Колибри“ Татьяна, свою трудовую деятельность она начинала в Доме Мод в 1986 году. Пришла на предприятие в возрасте 16 лет сразу после окончания школы. Полгода трудилась ученицей, а потом перешла на операции по утюжке брюк. Трудолюбивую девушку заметили и отправили учиться в Кемерово.
После получения образования вернулась в родной город на предприятие и продолжила работать. Первые зарплаты были большими по меркам советского времени — более 100 рублей.
После закрытия Дома мод продолжила работу в ателье. Общий стаж в швейном производстве — более 30 лет.
Галина Константиновна Кровякова
"Я пришла работать в ателье „Надежда“ в 1959 году 1 мая, — рассказывает директор Дома мод Галина Константиновна Кровякова. — Мы тогда начинали внедрять современные бригадные методы пошива и раскроя. В 1971 году к нам на наш республиканский семинар приехал министр бытового обслуживания из Москвы. Мы просили его построить такое современное здание, и он услышал нас, и деньги на строительство выделили. В 1973 году мы переехали в новое современное здание. Это стало стимулом для изменения отношения к службе быта. Принимали много заказов массового и индивидуального пошива одежды.
Прошли тяжелый путь и пережили девяностые, когда, как вы помните, зарплату выдавали то водкой, то мясом. Но коллектив был как единая семья, мы понимали друг друга. Я проработала в профессии 45 лет. Многого не сделали, что‑то можно было бы сделать по‑другому, но жизнь распорядилась по‑своему. После закрытия предприятия в конце 90‑х я сюда не захожу (в ТК "Модный"), слишком болезненно для меня. Очень рада, что сейчас вы возрождаете и продолжаете традиции, которые были нами заложены".
В советское время большое внимание уделялось развитию бытового обслуживания населения, чтобы облегчить домашний труд, сэкономить время. В него входили ателье, мастерские по ремонту и пошиву одежды, прачечные, химчистки и многое другое.
Как вспоминает директор Дома мод Галина Константиновна, один из семинаров по развитию этой отрасли проходил в Бийском драматическом театре в 1971 году, на который собирались делегации из разных уголков страны. Присутствовал московский министр бытового обслуживания и председатель Бийского горкома Леонид Гаркавый.
Именно на этом семинаре после официальной части женщины-швеи и председатель горкома попросили министра помочь построить в городе большой комплексный Дом быта.
Строительство началось в 1971 году, а в конце 1973 года уже сдали в эксплуатацию большой четырехэтажный комплекс. С этого момента в городе начался подъем индустрии моды.
Стоит отметить, что бытовой комплекс обеспечил работой более 1200 человек. Здесь были созданы комфортные условия для работы — большие просторные помещения, спортивный зал, где каждый день проводилась зарядка для сотрудников перед рабочим днем, столовая, медицинский пункт, экспериментальная лаборатория для моделирования и конструирования одежды, на базе предприятия создавались всевозможные на тот момент вышивки, в том числе „Ришелье“, и еще много всего. В Доме мод шили женскую, мужскую и детскую одежду, верхнюю и легкую. На подиуме в актовом зале часто устраивали показ моды для горожан и гостей, часто манекенщицами выступали сами швеи. После показа все желающие могли купить понравившуюся вещь.
Галина Константиновна работала на предприятии главным инженером-технологом. Часто ездила с коллегами в командировки в столицу и зарубежные страны за опытом.
Особенно запомнилась встреча в Москве с главным модельером страны Вячеславом Зайцевым. Он показал свою мастерскую и подарил каталоги модной одежды. Бийская делегация также побывала в Арабских Эмиратах и Италии, где восхищались буквально воздушными и интересными тканями, отличавшимися от привычных российских.
В СССР в то время легкая промышленность была на подъеме и постоянно развивалась. Бийский Дом мод обшивал не только своих жителей, но и все районы вокруг. Со временем в предприятие вошли восемь ателье города и присоединили девять близлежащих районов, там открывались подшефные ателье, оснащались необходимым оборудованием и специалистами.
Коллектив работал дружно, с энтузиазмом, участвовал в различных конкурсах и выставках, слава Бийского Дома мод гремела по всей стране. С гордостью показывали свои разработки всем приезжающим делегациям.
В 90‑е годы начался спад производства, который в конце привел к полному закрытию Дома мод.
Улыбчивая закройщица Нина Лазарева
На праздничном вечере мы побеседовали с работницей Дома мод Ниной Карповной. Она, как многие тогда, пришла на предприятие после окончания школы, без особых умений и навыков. Первые задания были простыми — обрезать торчащие нитки у готовых изделий, пришить пуговицы (тогда их пришивали вручную). Директор Галина Кровякова отправила девушку обучаться на закройщицу в своей же экспериментальной лаборатории. Со своими моделями Нина Карповна побывала на конкурсе в Барнауле, где тогда заняла второе место. За короткое время Нина Лазарева получила хорошую профессию и стала мастером своего дела. Она отметила, что так приятно видеть, как женщины преображаются в новых нарядах, у них появляется настроение, и расцветают в улыбках.
История Марины Кидановой
Марина Федоровна родилась и выросла в Горном Алтае. Там же выучилась на инженера-конструктора одежды. По распределению уехала работать на пять лет в Казахстан. Затем вернулась в Бийск, где работала в ателье. При строительстве Дома мод в свободное время приходила с другими девушками, чтобы помочь строителям — убирали мелкий мусор, чистили помещения, выполняли несложную работу.
В Доме мод Марина Федоровна трудилась в должности главного инженера.
Когда заработало предприятие, сюда приезжали московские специалисты — закройщики, конструкторы. Они проводили занятия. Разбивали коллектив по группам — верхняя и легкая одежда, мужская и женская, а затем проводили отдельно обучающие занятия.
Каждый год, смотря что входило в моду — реглан или трапеция, руководство предприятия заказывали конструкторам Краевого дома моделей базовые основы лекал, их разрабатывали и присылали в Бийск.
Затем через полгода проводили конкурс на лучшего закройщика, все ателье принимало участие в показе моды. На таких мероприятиях определяли уровень профессионализма закройщика, его исполнение, художественный вкус, посадку по фигуре. Победителей выдвигали на краевые конкурсы.
На предприятии Дома моды работало четыре конструктора, они обрабатывали 12 или 16 мастеров, был и в штате художник-консультант, манекенщицы.
Работа с клиентами
Как вспоминает Марина Федоровна, в отделе легкого платья была норма — принять десять заказчиков. Работали в две смены. Первая с 8 до 14 часов, вторая с 14 до 20 часов.
Клиенты всегда отличались друг от друга, и для успешного выполнения их пожеланий работникам ателье приходилось проявлять себя и как психологам. Кому‑то нужен 50‑й размер, в то время как выглядеть некоторые хотят на 44‑й. Мастера создавали такие платья и костюмы, которые помогали женщинам выглядеть стройнее и наряднее.
Еще был отдел, который назывался хирургическим, — туда отправляли испорченные закройщицами или швеями вещи. Мастерицы в этом отделе их перешивали.
Помимо обязательного списка услуг, предоставляемых Домом мод, каждый год министерство давало задание на разработку двух новых. Например, ремонт меховых изделий.
Существовали изделия по госзаказу, которые в городе даже никто не видел, их можно было встретить где‑нибудь в Литве или на Дальнем Востоке.
Сейчас сложно представить, насколько процветала легкая промышленность и все связанные с ней отрасли в прошлом.
У Дома мод была своя электроподстанция, а в большом гараже предприятия трудились 12 человек.
К предприятию относились девять ателье: „Вьюга“, „Надежда“, „Силуэт“, ателье №2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Завершая разговор Марина Федоровна дала читательницам мудрый совет: „Одевайтесь по сезону и возрасту и не забывайте, что вы — женщины!“.
Елена Коржева