Природа сделала всех нас разными. Мозг людей по-разному воспринимает один и тот же мир. Один схватывает окружающую действительность единой картиной и мгновенно принимает решение в условиях дефицита времени или иной неопределенности. Другой разбирает реальность на фрагменты, додумывает то, чего не заметили другие. Хотя обе стратегии прошиты в нашу подкорку, некоторые больше склонны к одной из них и испытывают затруднение при переключении.
Уникальная книга Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро» о том, как мы познаём мир, учимся и ошибаемся, о системности наших ошибок, заложенных самой природой мышления. Несмотря на то, что суть находится на пересечении двух научных областей – психологии и экономики – написана книга доступно и увлекательно, с многочисленными простыми примерами, которые помогают наложить теорию на повседневную жизнь.
В своем исследовании Канеман опирается на концепцию, изначально представленную Кейтом Становичем и Ричардом Уэстом. Она предполагает, что в сознании человека происходит два типа мыслительных процессов, которые отличаются как характером протекания, так и назначением. Им соответствуют два режима мышления, обозначаемых во многих научных трудах как Система 1 и Система 2. Первая из них называется также интуитивной, вторая – медленной.
Самурай думает в течении семи медленных вдохов и выдохов. Приняв интуитивное решение, самурай идёт до конца. В идеальном государстве Платона мудрецы думали о справедливости, а воины сражались за справедливость, торговцы распределяли богатство, а ремесленники создавали богатство.
- В Индии брахманы думали, кшатрии – воевали, вайшьи торговали, шудры создавали.
- Спортсмен по психотипу – воин или кшатрий. Тренер по психотипу – брахман или стратег.
Весьма провальная вещь – это набор тренеров из числа спортсменов.
Колян-двоечник на школьном стадионе виртуозно забивает голы. Он мгновенно оценивает ситуацию на поле и знает, кому дать пас. При подобных импульсивных, спортивных талантах Колян не может решить простейшей задачки по геометрии.
Очкарик Павел от "физры" освобождён. Он вообще не дружит со своим телом, и может споткнуться на ровном месте. Зато Вася выигрывает олимпиады по математике и физике.
Пройдут годы, Колян-двоечник закончит физкультурный и будет работать тренером. Думаете, он, не успевавший по всем школьными предметам кроме физры, сможет придумать для своих игроков сложнейшие тактические схемы? Нет.
Изощренную тактику придумал бы Павел-очкарик, но он знаком со спортом только по компьютерным играм.
У спортсмена и тренера – разное устройство мозга. Например, Тревор Уитман не был великим боксером, Кас Д' Амато и Джон Данахер никогда не выступали. Но эти "ботаники" готовят чемпионов…
Сукцессивный способ — это последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Такое восприятие растянуто во времени. Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Этот способ всем нам хорошо известен, т.к. именно ему нас обучали в школах и университетах, именно этот способ наиболее освоен человечеством. Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложении, — так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.
Симультанный способ — это одномоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она вся во всей своей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение строго слева направо и сверху вниз. Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание. Здесь нет никаких алгоритмов, мы сами интуитивно вольны выбирать порядок рассмотрения явления.
В ситуациях неопределенности, в ситуациях неполной информации нас спасает симультанное восприятие. Когда мы схватываем образ целиком, мы можем упустить из виду какие-то его мелкие детали. Но когда у нас в голове есть целостный образ, мы сами можем извлечь из него такие детали, которые нам наглядно (сукцессивно, последовательно) воспринять не удалось. Например, зная некоего человека и зная, что он из себя представляет, мы можем с большой долей вероятности предсказать его поведение в тех ситуациях, в которых нам его наблюдать не приходилось.
Целостный образ, воспринимаемый симультанно, единомоментно, прекрасен в своей целостности. Когда мы видим явление целиком, нам легко восстановить недостающие кусочки паззла, даже если мы эти кусочки в глаза не видели. Порой бывает и так, что недостающие кусочки нам становятся вовсе не нужны, чтобы узреть суть явления.
В нашей системе Д' Амато и Данахер никогда не стали бы тренерами: одноглазый Кас не прошел бы медкомиссию в физкультурный вуз, а Данахер с больным коленом не пробежал бы нормативы.
- Логично, что из Тайсона и Роуз Намаюнас не получится великих тренеров, именно потому, что их мозг думает быстро, а не глубоко.
- Пилот Формулы -1 не станет гениальным конструктором болидов. Юрий Гагарин не смог бы проектировать ракеты вместо Королёва. Очевидные факты.
Это подводит нас к исходному тезису: очень многие наши мнения и решения основываются не на рациональном осмыслении, а на чистой интуиции. Само по себе, это не катастрофа. Однако важно уметь распознавать ситуации, в которых привычка полагаться на Систему 1 может породить ошибочные суждения и вовремя подключать Систему 2, если ставки высоки.