Найти в Дзене

Когда те, кто правит, теряют стыд, те, кто подчиняется, теряют уважение

Оглавление

В середине XVII века Франция все еще была втянута в Тридцатилетнюю войну. Чтобы скрыть это, монархия усилила налоговое давление на дворян и народ. Люди надеялись, что регентство Анны Австрийской позволит им вздохнуть свободнее, но этого не произошло. Даже парижане, которые до тех пор были освобождены от налогов, были вынуждены платить новые налоги.

Когда те, кто правит, теряют стыд, те, кто подчиняется, теряют уважение.
Когда те, кто правит, теряют стыд, те, кто подчиняется, теряют уважение.

Так родилась Ла фронда - серия восстаний и мятежей, противостоявших растущему авторитету монархии, всеобщему недовольству и экономическому кризису, в котором погрязла страна. Название "фронда" относилось к рогаткам, которые носили повстанцы во время первого восстания в Париже. А когда условия жизни становятся невыносимыми, все становится средством защиты.

Кардинал де Рец присоединился к народному восстанию, хотя и по причинам гораздо более мирским, чем возвышенным, и сказал:

Когда те, кто правит, теряют стыд, те, кто подчиняется, теряют уважение”.

Эхо его слов до сих пор звучит в современном обществе, когда правители теряют контакт с реальностью, те, кто страдает больше всего, теряют уважение. А оттуда до варварства один шаг.

Упадок убеждений подрывает уважение

Мы живем в чрезвычайно неспокойное глобальное время. И мы посещаем политические спектакли, которые более типичны для детской игровой площадки, чем для цивилизованных взрослых. Есть ложь и сокрытие. Крики вместо решений. Перекрестный огонь обвинений. Коррупция и злоупотребление властью. Непоследовательность, отсутствие этики и отсутствие морали.

Однако власть в её идеальной форме - это механизм, призванный гарантировать организацию и функционирование общества. Подобно старинным часам, отмечающим время во Вселенной человеческих отношений, власть отражает диалектическую динамику между теми, кто диктует законы, и теми, кто им подчиняется.

Когда власть осуществляется добросовестно и ответственно, она служит укреплению уз взаимного уважения между обеими сторонами. С другой стороны, его чрезмерное, коррумпированное или полностью оторванное от реальности осуществление в конечном итоге подрывает доверие, которое само общество питает к организациям и людям, которые его осуществляют.

Когда уверенность исчезает, как мимолетные тени в ночи, и уступает место разногласиям и скуке, столпы власти колеблются под натиском сомнений и нестабильности. Тогда может случиться все что угодно, даже немыслимое.

В таких случаях "Невысказанные предположения внезапно подвергаются сомнению. Обычная последовательность (причины и следствия) ломается. То, что мы называем нормальностью в будние дни или цивилизацией в праздничные дни, оказывается хрупким, как бумага".
Писал Зигмунт Бауман.

Разумное неповиновение и теория общественного договора

Авторитет - это не то, что можно считать само собой разумеющимся.

"Власть опирается прежде всего на разум. Если ты прикажешь своим людям прыгать в море, они устроят революцию. Только те, кто отдает разумные приказы, имеют право требовать определенного повиновения".
Писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Истинная власть - это не произвольное навязывание воли, а естественное проявление здравого смысла и логики. Легитимность норм обеспечивается согласием (неявным или явным) большинства. Когда это равновесие нарушается или потребности этого большинства игнорируются, мы оказываемся на краю пропасти разумного неповиновения.

Согласно теории общественного договора, которую отстаивали такие философы, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, подчинение власти основывается на негласном договоре между людьми и государством. Мы отказываемся от определенных свобод в обмен на порядок и социальное благополучие. Мы решили соблюдать правила ради блага сосуществования, которое, в конечном счете, является и нашим собственным благом.

Однако этот контракт не является неизменным, поэтому мы можем принять решение изменить его условия, если другая сторона не будет действовать разумно и поставит потребности немногих выше общего блага. И именно самые независимые, миролюбивые люди, чувствительные к другим и мыслящие вне нормы, склонны осуждать злоупотребление властью и противостоять несправедливому осуществлению власти, согласно исследованию, проведенному Филипом Зимбардо.

История учит нас, что в конечном счете истинная сила находится в массах, в той группе, которая не может позволить себе потерять контакт с реальностью. В тех людях, которые отдали свой вотум доверия ради общего блага, но которые также могут отозвать его, когда это общее благо будет подорвано до такой степени, что превратится в широко распространенные беспорядки.

Здесь больше нечего добавить.

Автор: JENNIFER DELGADO